Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » К урокам

Материал для 7Б

«Смотрит ребёнок и наблюдает острым и переимчивым взглядом,

 как и что делают взрослые…»

И.А. Гончаров «Обломов»

 

 

Мемуарная литература (от фр. mémoire – память) – произведения письменности, закрепляющие в той или иной форме воспоминания их авторов о прошлом.

Мемуарная литература – это документ, позволяющий разобраться автору в себе, а читателю – в личности автора.

«Былое и думы» А.И. Герцена

На формирование личности влияет, во-первых, наследственность.

Во-вторых, физическое окружение.

Третий фактор формирования личности – культурный.

Четвёртый фактор – социальное окружение – те, рядом с кем жил и развивался человек.

Пятый фактор – индивидуальный опыт.

В раннем возрасте, в 12–13 лет Герцен услышал о декабристах, о казни, о несправедливости – и «тридцать лет стоял под тем же знаменем», то есть целью жизни поставил себе борьбу с несправедливостью.

«Детство» Л.Н. Толстого

Детство автором дневника воспринимается как время, когда идеалы - нечто само собой разумеющееся. Он вспоминает в первую очередь не о людях и вещах, но о тех чистых чувствах, которых в его возрасте уже нельзя достичь, отчасти и потому, что «жизнь оставила тяжёлые следы» в его сердце. Возможно, поэтому автор вновь и вновь возвращается к счастливому для него времени, чтобы с его помощью измерять настоящее.

Эпизод с Иленькой Грапом произвёл переворот в душе Николеньки: он в первый раз издевался над человеком (даже не смеялся, а издевался над его достоинством), и не столько по собственной воле, сколько под влиянием своего кумира. Серёжа не может понять, из-за чего плачет Иленька, что есть большая разница между душевной и физической болью, между болью от удара коленкой о дерево и болью от издевательств пятерых над одним. Но впечатление, произведённое этим эпизодом на чуткую, ранимую и сострадательную душу Николеньки, было неизгладимым: он вновь и вновь возвращается к анализу собственного поступка, размышляет о том, что сделало его тогда жестоким.

Писатель и его герой пытаются уберечь нас от вредных влияний, научить разбираться в людях и не стесняться того лучшего, что есть в душе каждого из нас.

«Тяжёлые картины детства»

 (по повести М. Горького «Детство»)

Как испытания, выпавшие на долю героя повести «Детство», помогли ему лучше взглянуть на себя со стороны?

На долю Алексея выпали тяжёлые испытания. Он попадает из атмосферы любви и взаимопонимания в дом, где царят ненависть, угодничество, страх. Где взрослые используют детей как оружие друг против друга. Самое тяжёлое испытание для Алексея – не сломаться, остаться собой, найти хорошее в тех людях, которые его окружают.

Бабушка, «самый понятный и дорогой человек», друг, «самый близкий сердцу» писателя, сердцу его героя, научила его любить жизнь и людей.

Василий Васильевич Каширин и внук его, Алёша Пешков, испытали в детстве многое.

В. Каширина полученные в детстве обиды искалечили: он приобрёл превратное представление о жизни, например, считал битьё лучшим и единственным средством воспитания, потому что его били – и вот он вышел в люди, стал цеховым старшиной, начальником над другими людьми. Он, кого унижали в детстве, стал теперь унижать других, стал тираном для своих домашних: он бьёт бабушку, свою жену, превратил в «зверьё» собственных сыновей, порет внуков, которые тоже растут нравственно больными детьми. Не будучи по природе своей ни злым, ни жестоким, Каширин то ли не умеет, то ли стесняется быть другим.

Иногда его истинная натура показывается, выходит наружу (в сцене с Алёшей; когда он восхищается бабушкой после пожара). Но чаще он озлобленный, раздражённый, вспыльчивый до бешенства.

Алёша открыто воюет с грубостью и жестокостью, защищает слабого, невинно обиженного, доброго, честного человека. Так он вступается за Хорошее Дело, так он переживает за бабушку, за нищего и слепого Григория, которого дед выставил на улицу. Когда дед впервые при Алёше ударил бабушку, мальчик не верит своим глазам.

Одни и те же испытания сломили Василия Каширина и не сломили Алёшу – его сердце оказалось сильнее.

Сочинение

 

Доброта и жестокость в жизни героев А. Герцена, Л. Толстого, М. Горького, Ш. Бронте

 (по выбору).

По повести Л.Н. Толстого «Детство».

 

I. Вступление. Цель писателя – разобраться в самом себе.

II. Основная часть. «Диалектика души» Николеньки Иртеньева.

1. Добр я или жесток по отношению к близким людям?

2. Могу ли я, добрый мальчик, попасть под влияние жестокого друга?

3. Кто дал мне уроки любви и добра?

III. Заключение. Учимся работать над собой, читая Льва Толстого.

 

По главам из романа Ш. Бронте «Джейн Эйр».

 

I. Вступление. Во что бы то ни стало сохранить своё «я».

II. Основная часть. Нужно быть упорным и стойким в жизненной борьбе.

1. Жизнь жестока к сиротам и беднякам.

2. «Эта девочка – лгунья!»

3. «Если… ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдёшь друзей».

4. «Мы будем считать тебя такой, какой ты себя покажешь, дитя моё».

III. Заключение. Человек расцветает под лучами добра.

 

 

Категория: К урокам | Добавил: Горлова (07/11/2015) | Автор: Горлова Лариса Петровна E
Просмотров: 1025 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1  
Последняя запись: Наше внутреннее "я" - это то, что мы нарабатываем с детства. Опыт "хорошего" и "плохого" вырабатывает моральный закон внутри нас. Хорошо, когда он есть, и страшно, когда остаётся глух к голосу собственной совести.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com