Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » К урокам

Несколько слов о Сергее Есенине

Не умру я, мой друг, никогда…
С. Есенин
1895-1925

Сегодня мы знакомимся с биографией замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Вы уже знакомы с ним, точнее с его произведениями еще с начальной школы. Все мы помним и любим известные стихотворения «Белая береза», «Черемуха» и также другие. Но сегодня мы будем говорить только о его жизни, потому что без этих знаний мы не сможем  верно судить  о его неповторимых произведениях. И начнем мы это знакомство с высказываний о поэте известных литературоведов:

В.Ф.Ходасевич:  «…Сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своей совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся осознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за все захотел расплатиться ценой страшной.

В.Н.Корнилов: Сегодня, когда известность многих литераторов оказалась короче их земной жизни, слава Есенина за три четверти века ничуть не уменьшилась и не потускнела. Он не только остался чуть ли не единственным народным русским поэтом, а как бы стал частью самой России, ее тоской и печалью, ее историей и природой и даже ее воздухом. Думаю, выше такого признания ничего быть не может, и никакие попытки «улучшить» есенинское жизнеописание (скажем, выдать самоубийство за убийство и наоборот) ничего не добавят к этой славе, а лишь умалят ее.

 

В 1895 году 3 октября (21 сентября по старому стилю) в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина родился сын Сергей. Мальчик воспитывался  в доме бабушки, так как отношения родителей не сложились. Так Есенин, как и Лермонтов, воспитывался не матерью, не отцом, а бабушкой. Сиротство при живых родителях, безусловно, сказалось на его душевном облике. Впечатлительность, душевная хрупкость, лермонтовский комплекс одиночества, преодолеваемый напускной дерзостью, своеобразным деревенским «юнкерством», за маской которого скрывался целомудренный и замкнутый мир будущего поэта,- вот, видимо, суть есенинского детства и отрочества. Затем Сергей учился в Константиновском земском училище, в учительской школе села Спас-Клепики. В 1912г. Он приезжает в Москву. И с этого периода начинается его судьба как поэта.

 

По приезду в  Петербург в 1915 он делает первые литературные шаги: знакомится с Блоком, Клюевым, Белым. Он становится известным в литературных кругах.

В то время, летом 1917 года, Есенин был на вершине своего здоровья, физического расцвета, мужской красоты и обаяния. Он шел по революционной России «красивый, двадцатидвухлетний», от его стройной фигуры веяло ладом, изяществом, «ухватистой силой», «свежей розовостью щек». Юношеская легкость походки, живое, постоянно меняющее выражение лицо, волшебная способность говорить и вести беседу без слов – легким кивком головы, жестами рук, движением бровей, прищуром глаз – таким запомнился Есенин всем, кто встречался с ним летом 1917 года.

 

Весной 1917 г. Есенин познакомился и обвенчался с З.Н.Райх, будущей актрисой. В браке (распался в 1920 г.) двое детей – Татьяна и Константин.

Во времена активного «процветания» различных направлений в литературе, Есенин не мог не сказать о современной ему литературе. И часто его прямые, резкие суждения приносили ему много неприятностей, в том числе и от адресатов.

Стихи Пастернака косноязычны. Их никто не понимает. Народ его не признает никогда. Наши потомки  будут говорить: «Пастернак? Поэт? Не знаем, а вот траву пастернак знаем и очень любим.  Маяковский…да и какая это поэзия? Приложение к идеологии. Он – поэт для чего-то, а я поэт от чего-то. Вот таким- «для чего-то» - и наставят памятников после смерти. А у меня родина есть. У меня – Рязань! Я вышел оттуда, и какой ни на есть, а приду туда же. А у него – шиш! Нет поэта без родины.

 

 В 1921 г. произошла встреча Есенина с Айседорой Дункан – знаменитой танцовщицей

 

Они быстро сблизились и вскоре поженились. О взаимоотношениях Есенина и Дункан сохранилось немало воспоминаний. Большинство из них говорит о взаимной искренности обоих. Дункан была весьма внимательна к Есенину, заботилась о нем. Ко времени их встречи Дункан была чуть ли не вдвое старше Есенина. И это, конечно, не могло не отразиться на их отношениях. Были и некоторые другие обстоятельства, которые послужили скорому разрыву. Они вместе уезжали за границу. Есенин расстался с Дункан осенью 1923 г. В последнем письме к ней он писал: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе».

Когда Есенин погиб, Айседора Дункан была в Париже. И. И. Шнейдер телеграфировал ей. Она тяжело переживала смерть поэта. Писала большую телеграмму, в которой были такие слова: «Я так много плакала, что у меня нет больше слез…» Меньше чем через два года она погибла сама.

Есенин: - Танцовщица не может стать великим человеком, ее слава живет недолго. Она исчезает, как только умирает танцовщица.

- Нет, - возражает Айседора. – Танцовщица, если это выдающаяся танцовщица, может дать людям  то, что навсегда останется с ними, может навсегда оставить в них след, ведь настоящее искусство незаметно для людей изменяет их.

- Но ведь они умерли, Айседора, те люди, кто видел ее, и что? Танцовщики, как и актеры: одно поколение помнит их, следующее читает о них, третье – ничего не знает. А поэты - продолжают жить, - говорит он, улыбаясь. – И я, Есенин, оставлю после себя стихи. Стихи тоже продолжают жить. Такие стихи, как мои, будут жить вечно.

 

 Юношеские мечты были забыты, и перед ним выступала жестокая, непримиримая действительность. Но поэт редко с кем делился своими печалями и выражал свою тоску и грусть в произведениях. Вот что говорит его друг тех лет Александр  Кусиков: «Внешне он был как бы со всеми нараспашку, весь напоказ, даже вызывал подозрение в глубине своих переживаний, а духовно, внутренне, оставался только с собою, с глазу на глаз, наедине». И «у поэта улыбка – и одновременно страдание, буйство – и боль, немая, тупая тоска – и непримиримость».

28 декабря 1925 года случилось то, чего никто не мог ожидать. О гибели Есенина до сих пор спорят, каждый доказывает свою точку зрения: самоубийство или убийство. Хотя официально признанной считается версия о самоубийстве,  многие исследователи заявляют о убийстве, при этом ссылаясь на факты.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились,
Значит, ангелы жили в ней.

Эти всем известные строчки Есенина можно вполне сделать и эпиграфом к его творчеству, и послесловием к его жизни. Потому что Жизнь Поэта почти всегда — самое объемное, глубокое и самое загадочное творение, созданное им на земле. Ведь и стихи слагаются самою его жизнью.

Есенин чувствовал свое предназначение в том, чтобы "ласкать и карябать", точка его самосознания — на той грани, где соприкасаются белое и черное, прекрасное и низкое, где противоборствуют ад и рай, божественное и дьявольское. В этом причина его мучительной раздвоенности, его прекрасных поэтических озарений в сочетании с неприглядностью, а порой и его грубостью и жестокостью в повседневной жизни. Но и там, и там — Есенин! Вся его жизнь состояла из духовных падений и взлетов, без которых, пожалуй, и не могла бы состояться его поэзия. Более того: чем страшнее, ниже было падение — тем ярче и пронзительнее — взлет! Амплитуда такова, что остается только воскликнуть, как Достоевский: "Широк русский человек! Сузить бы надо..."

Но такова особенность русской души, ее формула. Возможно, именно в этом — разгадка неистребимой любви народа к Есенину, любви и веры его поэтическому слову, которые невозможно было заглушить ни запретами, ни наветами. Потому что Есенин — это сама Россия, то "несказанное, синее, нежное", что таится в душе каждого, это — сакральная точка, "ключ" к нашему дремлющему самосознанию.

Категория: К урокам | Добавил: pazdnik (11/11/2015)
Просмотров: 666 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 121 2 »
12  
События 1917 года стали для Сергея Есенина символом духовного обновления жизни. В поэмах "Иорданская голубица", "Инония" (1918) звучит мотив оправдания революции как пути к новой вере. Следуя традиции русской и мировой поэзии, Есенин смело разрабатывает богоборческие мотивы, объявляя себя новым пророком, отразившим взгляды и чаяния многомиллионной крестьянской массы. Церковно-славянская лексика, библейский словарь ("Октоих", "Сельский часослов"), религиозные образы лишь "оболочка" чисто земных помыслов
В поэме "Черный человек" (1923-1925) Есенин, наследуя традиции Федора Достоевского, использует мотив "двойничества", раскрывающий нравственную борьбу между добром и злом в душе человека. Сергей Есенин как бы возвращается к изобразительной предметности ранней лирики, олицетворяя зло в образе Черного человека. Образ Черного человека не исчезает из сознания Есенина (не случайно в поэме трость, брошенная в черного человека, лишь разбивает зеркало), усиливаются мотивы тоски и одиночества, чуждости кипящей вокруг жизни ("Русь советская"). Образ родины воспринимался Есениным шире и глубже "октября и мая": он видел историческую миссию отечества не в утверждении новой идеологии, а в продолжении и развитии великих гуманистических традиций, которые впитала в себя Росси
Выполнила: Радькова Яна

11  
Природа в стихах Сергея Есенина в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается и умирает, грустит и радуется. Природа у него не пейзажный фон, а любимый герой поэта. В создании образа природы Есенин опирается на опыт народной поэзии, обращаясь к многократному использованию развернутых олицетворений, метафор ("Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой..."). Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эта цветовая гамма усиливала впечатление необъятности просторов России ("Гой ты, Русь моя родная..."). Один из важнейших элементов стиля поэзии Есенина - стремление к "овеществлению" образа ("ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве", "отговорила роща золотая березовым, веселым языком", "плачет метель, как цыганская скрипка").
Лирический герой Есенина - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений, мир его чувств, дум сложен и противоречив, характер полон драматизма. Облик поэзии Есенина изменяется под воздействием исторических событий, революция рождает иной обПрирода в стихах Сергея Есенина в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается и умирает, грустит и радуется. Природа у него не пейзажный фон, а любимый герой поэта. В создании образа природы Есенин опирается на опыт народной поэзии, обращаясь к многократному использованию развернутых олицетворений, метафор ("Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой..."). Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эта цветовая гамма усиливала впечатление необъятности просторов России ("Гой ты, Русь моя родная..."). Один из важнейших элементов стиля поэзии Есенина - стремление к "овеществлению" образа ("ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве", "отговорила роща золотая березовым, веселым языком", "плачет метель, как цыганская скрипка").
Лирический герой Есенина - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений, мир его чувств, дум сложен и противоречив, характер полон драматизма. Облик поэзии Есенина изменяется под воздействием исторических событий, революция рождает иной образ родины.
Образ "кроткой Руси" в предреволюционные годы расширяется. В поэзии Есенина все чаще звучат мотивы тоски по утерянному раю ("Не бродить, не мять в кустах багряных", 1917; "Запели тесаные дроги", 1916; "В том краю, где желтая крапива", 1915; "Устал я жить в родном краю", 1915)раз родины.
Образ "кроткой Руси" в предреволюционные годы расширяется. В поэзии Есенина все чаще звучат мотивы тоски по утерянному раю ("Не бродить, не мять в кустах багряных", 1917; "Запели тесаные дроги", 1916; "В том краю, где желтая крапива", 1915; "Устал я жить в родном краю", 1915) 
Выполнила: Селина Яна

10  
1)По протоколу, тело Есенина висело под самым потолком – это дало повод сомневаться в самоубийстве, поскольку высота потолка в номере предположительно составляла 4–5 м, а размер опрокинутой тумбы – 1,5 м и рост поэта – 168 см.
2)Бывший следователь Э. Хлысталов пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнет вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведенный студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была еще цела: привязанная к вертикальной трубе веревка рывком руки сдергивалась вниз.
3)Сторонников убийства смущало, что петля не захватывала всю поверхность шеи – борозда была направлена косо вверх и незамкнута. При повешении борозда всегда так и направлена, поскольку один конец веревки укрепляется за предмет, в данном случае – трубу, а другой – тяжестью тела увлекается вниз, и на это место шеи приходится наибольшее давление.

9  
Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года — в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.
Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.
Весной 1915 года он приехал в Петроград, где познакомился с А. Блоком, Н. Клюевым. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его известным.
В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. В начале 1919 года Есенин с группой писателей и поэтов создали группу имажинистов.
В 1917 познакомился и обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 г. Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. В 1921 г. был официально оформлен развод. Появляются сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924).
Немаловажным событием в жизни Есенина стала встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан осенью 1921 г. Через полгода они поженились. Совместное путешествие молодоженов по Европе и Америке (май 1922 – август 1923) сопровождалось шумными скандалами, по возвращении в Россию они расстались. 
В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы. 
Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах, в очередной раз он попытался начать семейную жизнь, но его союз с С. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. 
В конце ноября 1925 измученный поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек». Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой. Версии о других обстоятельствах смерти поэта активно обсуждались, но специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила ни одной из них.

8  
Убийство Сергея ЕсенинаВ 1925 году, когда тело Есенина было найдено, объявили, что поэт совершил самоубийство. Десятилетиями советские правоохранительные органы всеми возможными методами пытались сокрыть правду об обстоятельствах дела, не позволяя даже собственным сотрудникам усомниться в правдивости официальной версии. Лишь с относительно недавнего времени в руки исследователей и историков начала поступать различная информация и факты, которые пошатнули незыблемость официальной версии самоубийства и заставили всерьез говорить об убийстве Есенина. Но, не беря во внимание все существующие материалы, доказывающие версию об умышленном убийстве поэта, государственные служащие все также продолжают оказывать сопротивление проведению объективного и тщательного расследования, оценке обстоятельств, при которых он погиб.Детали убийства ЕсенинаТело поэта Сергея Есенина было найдено подвешенным за трубу в одном из номеров гостиницы «Англетер» в Петербурге 28 .12.1925. Тысячи людей были шокированы сообщением о его смерти. Многие знакомые поэта не были удивлены такому финалу жизни Есенина, так как у него было множество недоброжелателей. Самоубийство поэта приняли в круге литераторов, так как они были уверены – его довели до этого поступка представители советской власти. Но даже в то время нашлись люди, которые не приняли официальную версию и предполагали, что на самом деле Есенина убили.Первая информация о случившемся появилась 29.12.1925 на страницах ленинградских газет, а уже на следующий день новость о том, что в одном из номеров «Англетера» известный поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, облетела всю Россию. Так называемые «друзья» поэта, его товарищи и знакомые один за другим начали публиковать собственные воспоминания о дружбе с Есениным и его характере: о пьянках, хулиганствах и бесчисленных женщинах, которые его окружали. Многие критики тот час начали находить подтверждение его отчаявшегося состояния в стихах поэта, разглядев в них разочарованность в жизни, серьезные отклонения в психике. Газетчики опубликовали так называемое предсмертное письмо Есенина, которое он, по версии журналистов, написал кровью в номере гостиницы перед собственной смертью. Через некоторое время выяснилось, что стихотворение появилось только в газетах, а в расчет следствия не бралось. Во время встречи газетчиков с матерью поэта удалось выяснить, что письмо было написано за пару месяцев до смерти поэта и адресовалось другу Есенина – Алексею Ганину (который в те дни находился под арестом, и позже был казнен в тюрьме). Мать поэта Татьяна Федоровна также призналась, что уверена в том, что Сергея убили «нехорошие люди». Но все последующие годы это стихотворение преподносилось газетчиками как неопровержимое доказательство самоубийства Есенина.

На месте преступления было сделано множество фотоснимков, все они сейчас хранятся в музее поэта. В нем же все желающие могут увидеть и посмертные маски лица Есенина. Все эти материалы убедительно доказывают, что поэт не только не совершал самоубийства, а еще и очень упорно и жестко отбивался от собственных убийц. Кроме этого рост Есенина (1, 68 м) ставил под сомнения возможность того, что поэт смог бы повеситься за трубу под потолком, высота которых в «Англетере» составляла 4,5 метра.

7  
Есенин и Анна Изряднова 
 Осенью 1913 года вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: "Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься. На мой вопрос, почему, говорит: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру". Просил не баловать, беречь сына". После смерти Есенина в народном суде Хамовнического района Москвы разбиралось дело о признании Юрия ребенком поэта. 13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

Есенин и Софья Толстая 
5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Но уже после его смерти Софья Андреевна отметала разные сплетни о Есенине, говорили, что он, якобы, писал в состоянии пьяного угара. Она, неоднократно бывавшая свидетелем его работы над стихом, утверждала, что Есенин очень серьезно относился к своему творчеству, никогда не садился за стол пьяным.

6  
Годы за партой. Повезло Сергею посещать школу. Константиновское училище он окончил с отличием. По воспоминаниям учителей, мальчик был вспыльчивым и энергичным, наука давалась ему легко, с особым рвением он читал. Малоизвестный и интересный факт о Есенине - парня называли безбожником. Странное прозвище приклеилось не зря. Дед по отцу когда-то намеревался посвятить жизнь Богу, но передумал, и его прозвали монахом. После этого всех из рода Есенина так нарекали. Когда мальчику было двенадцать, он перестал носить крестик, за что и получил такое имя. Но атеизм не помешал окончить обучение в церковном учебном заведении. Родители в 1909 году отправили его в Спас-Клепиковскую школу. В первую неделю Сергей убежал домой, но его вернули обратно. В 1912 году юноша успешно сдал все экзамены. Еще один интересный факт о Есенине - к сочинению стихов парень приступил в восемь лет. За партой умение усовершенствовалось. Так, еще в подростковом возрасте из-под его руки вышла поэма «Сказание о Евпатии Коловрате»

5  
Есенин и бумага
В 1918 году в Москве было организовано издательство "Трудовая Артель Художников Слова". Его организовали Сергей Клычков, Сергей Есенин, Андрей Белый, Петр Орешин и Лев Повицкий. Хотелось издавать свои книжки, но бумага в Москве была на строжайшем учете. Есенин все же вызвался достать бумагу.Он надел длиннополую поддевку, причесался на крестьянский манер и отправился к дежурному члену Президиума Московского Совета. Есенин стал перед ним без шапки, начал кланяться и, старательно окая, попросил "Христа ради сделать божескую милость и отпустить бумаги для крестьянских поэтов".Для такой важной цели бумага, конечно же, нашлась, а первой была издана книжка стихов Есенина "Радуница". "Артель", правда, вскоре распалась, но успела выпустить несколько книжек.
Чтение стихов В конце 1918 года Есенин несколько недель прожил в Туле, спасаясь от московской голодухи. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась образованная публика, и каждый день Есенин читал свои стихи. Все свои стихи он помнил наизусть. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам дополнительную выразительность и силу.Иногда Есенин имитировал Блока и Белого. Стихи Блока он читал серьезно и с уважением, а стихи Белого - с издевкой, имитируя его манеру чтения стихов.
Смерть Есенина
24 декабря Сергей Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице "Англетер". Поздно вечером 27 декабря в номере было обнаружено тело поэта. Перед глазами, вошедших в номер, предстала страшная картина: Есенин, уже мертвый, прислоненный к трубе парового отопления, на полу - сгустки крови, вещи разбросаны, на столе лежала записка с предсмертными стихами Есенина "До свиданья, друг мой, до свиданья..." Точная дата и время смерти не установлены.Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.
 Ангелина

4  
Присоединяюсь к Алексею Маркову. up

3  
«Согласно официальной версии, жизнь Есенина трагически оборвалась в 30 лет. Но она не оборвалась — её оборвали», — уверен петербуржский поэт Николай Браун, сын поэта Николая Леопольдовича Брауна, который вместе с другими писателями выносил тело Есенина из «Англетера» 28 декабря 1925 г.
«Отец отказался подписывать протокол, где говорилось, что Есенин совершил самоубий­ство. Не поверил в самоубийство и писатель Борис Лавренёв, который тоже был в «Англетере» и на следующий день опубликовал в «Красной газете» статью о смерти поэта под заголовком «Казнённый дегенератами».
Отец говорил, что у поэта были две глубокие раны: пробоина над переносицей, как от рукоятки писто­лета, и ещё одна под бровью. На шее не было характерной для висельника борозды. «Когда Есенина надо было выносить, — рассказывал отец, — я взял его, уже окоченевшего, под плечи. Запрокинутая голова опадала. Были сломаны позвонки». На мой вопрос, не был ли Есенин застрелен, был краткий ответ: «Он был умучен». Отец был уверен, что мёртвого Есенина принесли в номер гостиницы с допроса.

 
Я также был знаком с писателем Павлом Лукницким, одним из организаторов похорон Есенина, и однажды спросил, что он помнит о смерти поэта. Лукницкий подтвердил: поэт «умер при допросе», после пыток, сказав: «А левого глаза не было». — «Как не было?» — «Вытек».
Для похорон внешность Есенина настолько «отреставрировали», что при прощании в Московском доме печати, по свидетельству писательницы Галины Серебряковой, в гробу лежала «нарумяненная кукла».

1-10 11-12
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com