МОУ: Харанорская СОШ № 40
Культурно-образовательный проект «Мы вместе»
Автор работы: Паздникова О.П.
зам. директора по ВР
Культурно-образовательный проект «Мы вместе» предполагает тесное взаимодействие школы и родителей.
Цель проекта – максимальное сближение интересов родителей, учащихся и педагогов через совместную партнерскую деятельность.
Задачи проекта:
- Установление единства стремлений и взглядов между школой и семьей в воспитательном процессе.
- Выработка общих целей и воспитательных задач, пути достижения намеченных результатов.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально - средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
- Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
- Организация и проведение совместного досуга и творчества родителей и детей.
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Механизм реализации проекта
Осуществляется через:
- установления партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение, психологическое просвещение родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- организацию совместной деятельности детей и взрослых: ителлектуальное, творческое, гражданско-правовое, нравственно-этическое воспитание, здоровый образ жизни.
Участники программы.
Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагоги, психолог и социальные педагоги.
Сроки реализации
Проект «Мы вместе» носит долгосрочный характер. Его планируется реализовать за 2010\2015 учебный год. В дальнейшем идея проекта будет скорректирована с учетом замечаний участников проекта и с требованиями времени. План мероприятий разрабатывается на 1 год, но в перспективе данные мероприятия должны стать традиционными для школы. План работы с учетом результатов анализа будет корректироваться ежегодно.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
ü Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.
ü Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
ü Улучшение микроклимата в семье.
ü Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребёнком.
ü Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.
ü Создание дружного коллектива родителей и учащихся класса и школы в целом.
ü Раскрытие творческого потенциала учащихся и родителей посредством проведения совместных праздников, походов, коллективно-творческих дел.
Основные принципы взаимодействия педагогического коллектива
при работе с родителями:
- Принцип взаимного уважения и доверия;
- Принцип взаимной поддержки и помощи;
- Принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Организационная структура участия родителей в воспитательной системе школы.
Инициативная группа
ВСЕ РОДИТЕЛИ
Спонсоры
|
Судьи
|
Консультанты
|
Организаторы
|
Гости
|
Болельщики
|
Видеооператоры
|
Оформители
|
Ассистенты
|
Содержание и формы традиционной деятельности
Выполнение творческих домашних заданий (костюмы, оформление, работы…)
|
Проведение совместных праздников (конкурсы, игры)
|
Организа-
ция экскурсий (сопровож-дение, транспорт)
|
Взаимо-
действие в социуме (библиотека, ДДТ…)
|
Организация соревнований
|
Участие в обществен-
ных делах
|
Содержание работы
Направления работы:
- Диагностико – коррекционное.
- Психолого – педагогическое просвещение родителей.
- Совместная деятельность.
Диагностико – коррекционное
Цель: изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целью распространения передового и коррекции отрицательного опыта.
Работа проводится совместно с социально-психологической службой школы.
Формы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- исследование;
- посещение семей учащихся;
- выпуск памяток для родителей;
При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:
ü не приходить в семью без предупреждения;
ü не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
ü не вести беседу, стоя у входа и в верхней одежде;
ü нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
ü не поучать родителей, а советовать;
ü желательно вести беседу при ребенке.
Психолого – педагогическое просвещение родителей.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетенции в семейном воспитании.
Формы работы:
- родительские собрания;
- родительские конференции;
- индивидуальные консультации педагогов;
- тематические консультации;
Требования к проведению родительских собраний:
ü Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
ü Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
ü Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
ü Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся они с участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. Конференция принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации необходимы при наборе класса в первый год обучения ребенка в школе, при переходе ребенка на следующую ступень обучения и по заявке (просьбе) родителей или лиц, их заменяющих. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Тематические консультации
дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
1.Ребёнок не хочет учиться.
2.Как развить плохую память ребёнка.
3.Единственный ребёнок в семье.
4.К чему может привести тревожность детей.
5.Талантливый ребёнок в семье.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
1.Первый год ребёнка, каким он был.
2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.
3.Друзья моего ребёнка.
4.Праздники нашей семьи.
Совместная деятельность.
Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов с целью создания единого коллектива детей, родителей и учителей.
- В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности;
- От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
- Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;
- Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
- Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей;
- Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;
- Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций. В рамках классных коллективов проходят традиционные праздники для родителей и учащихся «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «Масленица», «Дни именинника», и др., на которых дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителями.
Многообразен спектр проводимых мероприятий – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры, конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.
Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.
Перечень дел, которые должны систематически проводиться
с родителями в течение года:
- Систематическая работа с родительским комитетом.
Привлечение членов родительского комитета
- к планированию воспитательной работы классов и школы;
- к подготовке и проведению родительских собраний и совместных дел с детьми;
- к работе с проблемными семьями.
- Рейды в семьи учащихся:
- Регулярное посещение проблемных семей и семей опекаемых детей.
- Посещение остальных семей по необходимости.
- Индивидуальные собеседования с родителями по вопросам учебы и поведения детей.
- Приглашение родителей в школу (по необходимости).
- Связь с родителями через дневники учащихся.
- Контроль за посещением занятий, дисциплиной на уроке и во время перемены, за состоянием учебников, ведением дневников и т.д.
ПОЛОЖЕНИЕ
о культурно-образовательном проекте «МЫ ВМЕСТЕ»
на 2010-2015 учебный год
1. ОПИСАНИЕ И ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
«Мы вместе» – долгосрочный культурно-образовательный проект, позволяющий объединить усилия педагогического коллектива МОУ Харанорская СОШ № 40, родительского сообщества и социума по воспитанию ученика как социально адаптированной, коммуникабельной, творческой и умеющей работать в команде личности.
Участие в проекте начинается с совместного участия педагогов, родителей и учащихся в массовых мероприятиях, что в дальнейшем должно привести и к совместной деятельности по решению проблем.
Все участники образовательного процесса становятся потенциальными участниками мероприятий спортивного, творческого, интеллектуального, социального направлений, проводимых в рамках проекта в течение учебного года.
«Мы вместе» является своеобразным пропуском в мир игры, соревнований, интеллектуальных открытий, настоящей дружбы. Пока ребенок ученик, учеба и творчество – его основной труд. Любой труд заслуживает поощрения. Поэтому практически каждый участник проекта имеет возможность получить заслуженную награду за свою работу ученика, творца, созидателя: как участник и как призер заявленных номинаций проекта, а также как индивидуальный носитель определенных способностей и талантов.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Настоящее положение определяет основные принципы и процедуры проведения проекта «Мы вместе» (далее – проект).
2.2. Ключевые понятия и определения, используемые в настоящем Положении:
§ проект – долгосрочная инициатива;
§ участник – любой ученик, родитель, педагог, оформивший заявку на участие в любом из запланированных мероприятий в рамках проекта;
§ мероприятие проекта – конкурсная деятельность в конкретном направлении;
§ номинация проекта – вид творческой деятельности, обозначенной для участия в конкурсе.
2.3. Основная тема проекта на 2014-2015 учебный год: «Школа – наш дом».
2.4. Миссия проекта – продвижение идеи дружбы как объединяющего начала любого коллектива (семья, класс, школа).
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
3.1. Цель:
Создать площадку по развитию, реализации и поддержке социально значимых инициатив учащихся путем объединения школьников перспективной деятельностью, направленной на формирование личности с активной жизненной позицией.
3.2. Задачи:
§ Активизация творческого потенциала и учебной мотивации как у отдельно взятого ребенка, так и у классных коллективов в целом;
§ Способствование воспитанию социально ответственной личности с активной гражданской позицией;
§ Интеграция школьных коллективов в единое культурно-образовательное пространство;
§ Объединение институтов семьи и школы.
4. ПООЩРЕНИЯ
4.1. Подведение итогов, награждение победителей:
промежуточное награждение, на котором будут отмечены активные классы и призеры номинаций;
4.2. Финальное награждение, на котором будут объявлены победители проекта по номинациям.
4.3. В течение учебного года в рамках проекта пройдет ряд мероприятий спортивного, творческого и интеллектуального содержания (см. Календарь проекта).
4.4. Призеры и победители мероприятий будут награждены отдельно по итогам каждого мероприятия.
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОЕКТА «МЫ ВМЕСТЕ»
2010-2011 учебный год
МЕРОПРИЯТИЕ
|
ДАТА
|
ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
Спортивно-патриотическая игра «Зарница»
|
Сентябрь 2010
|
Спортивно-патриотическая игра, включающая мероприятия творческого и спортивного содержания.
|
Ярмарка
|
Сентябрь 2010
|
Экономическая игра
|
Спортивный праздник
|
Сентябрь 2010
|
Командные и индивидуальные состязания, направленные на пропаганду спорта и спортивной активности учащихся.
|
Фестиваль любимых песен
|
Октябрь 2010
|
Фестиваль авторов-исполнителей собственных произведений, а также исполнителей уже существующих отечественных песен. Цель – пропаганда идей конкурсов, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Интеллектуальный турнир
|
Ноябрь 2010
|
Выполнение участниками заданий, рассчитанных на общую эрудицию. Цель: активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Объединение их на основе интеллектуальной соревновательной игры.
|
Фестиваль снежной скульптуры
|
Декабрь 2010
|
Формирование представлений о художественно-эстетическом пространстве через создание снежной скульптуры. Мероприятие позволяет содействовать интеграции школьных и семейных коллективов в рамках совместной творческой деятельности.
|
Конкурс «Истоки творчества»
|
Декабрь
2010
|
Творческий конкурс для педагогов. Цель: популяризация профессии «учитель», укрепление связи между учителями, учениками и родителями на основе совместного творчества.
|
Семейный конкурс «Моя дружная семья»
|
Январь 2011
|
Конкурс, способствующий укреплению внутрисемейных и межсемейных связей.
|
Фестиваль школьных и семейных театров
|
Февраль 2011
|
Фестиваль самодеятельных театров с участием школьников, родителей и учителей. Цель – привлечение интереса учащихся и их семей к самодеятельному театру.
|
Конкурс экологической моды «Эко-Бум-2011»
|
Март 2011
|
Конкурс призван содействовать укреплению связей между организациями посёлка, между семьей и школой, а также развитию творческого мышления участников.
|
Конкурс Школьных СМИ «Информационный прорыв»
|
Апрель 2011
|
Премия в области школьной журналистики. Цель – распространение и поощрение положительного опыта работы школьных СМИ.
|
Слет активистов, хорошистов и отличников
«Путь к успеху»
|
Май 2011
|
Поощрение и поздравление отличившихся в течение года учеников, педагогов и родителей.
|
Итоговое награждение участников проекта
|
Июнь
2011 г.
|
Подведение итогов проекта «Мы вместе» по результатам 2010-2011 учебного года, награждение активных участников и победителей по номинациям.
|
2011-2012 учебный год
МЕРОПРИЯТИЕ
|
ДАТА
|
ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
Общешкольный туристический поход
|
Сентябрь 2011
|
Спортивно-туристическая игра, включающая мероприятия творческого и спортивного содержания.
|
Ярмарка
|
Сентябрь 2011
|
Экономическая игра
|
Спортивный праздник
|
Сентябрь 2011
|
Командные и индивидуальные состязания, направленные на пропаганду спорта и спортивной активности учащихся.
|
Творческий фестиваль «Алло, таланты!»
|
Ноябрь 2011
|
Фестиваль исполнителей песен, танцоров, фокусников. Цель – пропаганда идей конкурсов, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Интеллектуальный турнир
|
Ноябрь 2011
|
Выполнение участниками заданий, рассчитанных на общую эрудицию. Цель: активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Объединение их на основе интеллектуальной соревновательной игры.
|
Фестиваль снежной скульптуры
|
Декабрь 2011
|
Формирование представлений о художественно-эстетическом пространстве через создание снежной скульптуры. Мероприятие позволяет содействовать интеграции школьных и семейных коллективов в рамках совместной творческой деятельности.
|
Конкурс «Истоки творчества»
|
Декабрь
2011
|
Творческий конкурс для педагогов. Цель: популяризация профессии «учитель», укрепление связи между учителями, учениками и родителями на основе совместного творчества.
|
Семейный конкурс «Моя дружная семья»
|
Январь 2012
|
Конкурс, способствующий укреплению внутрисемейных и межсемейных связей.
|
Фестиваль школьных и семейных театров
|
Февраль 2012
|
Фестиваль самодеятельных театров с участием школьников, родителей и учителей. Цель – привлечение интереса учащихся и их семей к самодеятельному театру.
|
Конкурс школьной моды
|
Март 2012
|
Конкурс призван содействовать укреплению связей между организациями посёлка, между семьей и школой, а также развитию творческого мышления участников.
|
Конкурс Школьных СМИ «Информационный прорыв»
|
Апрель 2012
|
Премия в области школьной журналистики. Цель – распространение и поощрение положительного опыта работы школьных СМИ.
|
Слет активистов, хорошистов и отличников
«Путь к успеху»
|
Май 2012
|
Поощрение и поздравление отличившихся в течение года учеников, педагогов и родителей.
|
Итоговое награждение участников проекта
|
Июнь
2012 г.
|
Подведение итогов проекта «Мы вместе» по результатам 2010-2011 учебного года, награждение активных участников и победителей по номинациям.
|
2012-2013 учебный год
МЕРОПРИЯТИЕ
|
ДАТА
|
ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
Игра «Большая школьная семья»
|
Весь год
|
Объединение детей в «семьи» с общей фамилией. Деятельность Общесемейного управления
|
Общешкольный туристический поход
|
Сентябрь 2012
|
Спортивно-туристическая игра, включающая мероприятия творческого и спортивного содержания.
|
«Семейная экономика»
|
Сентябрь 2012
|
Экономическая игра
|
Ярмарка
|
Сентябрь 2012
|
Экономическая игра
|
«Семейные олимпийские игры»
|
Октябрь 2012
|
Командные и индивидуальные состязания, направленные на пропаганду спорта и спортивной активности учащихся.
|
Творческий фестиваль «Алло, таланты!»
|
Ноябрь 2012
|
Фестиваль исполнителей песен, танцоров, фокусников. Цель – пропаганда идей конкурсов, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Новогодний театральный сезон
|
Декабрь 2012
|
Фестиваль самодеятельных театров с участием школьников, родителей и учителей. Цель – привлечение интереса учащихся и их семей к самодеятельному театру.
|
Фестиваль снежной скульптуры
|
Декабрь 2012
|
Формирование представлений о художественно-эстетическом пространстве через создание снежной скульптуры. Мероприятие позволяет содействовать интеграции школьных и семейных коллективов в рамках совместной творческой деятельности.
|
Семейный конкурс «Моя дружная семья»
|
Январь 2013
|
Конкурс, способствующий укреплению внутрисемейных и межсемейных связей.
|
Фестиваль патриотической песни
|
Февраль 2013
|
Фестиваль исполнителей патриотических песен. Цель – военно-патриотическое воспитание, пропаганда идей конкурсов, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Конкурс школьной моды
|
Март 2013
|
Конкурс призван содействовать укреплению связей между организациями посёлка, между семьей и школой, а также развитию творческого мышления участников.
|
Конкурс Школьных СМИ «Информационный прорыв»
|
Апрель 2013
|
Премия в области школьной журналистики. Цель – распространение и поощрение положительного опыта работы школьных СМИ.
|
Слет активистов, хорошистов и отличников
«Путь к успеху»
|
Май
2013
|
Поощрение и поздравление отличившихся в течение года учеников, педагогов и родителей.
|
Итоговое награждение участников проекта
|
Июнь
2013 г.
|
Подведение итогов проекта «Мы вместе» по результатам 2010-2011 учебного года, награждение активных участников и победителей по номинациям.
|
2013-2014 учебный год
МЕРОПРИЯТИЕ
|
ДАТА
|
ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
Игра «Большая школьная семья»
|
Весь год
|
Продолжение игры. Смена фамилий отдельных классов. Деятельность Общесемейного управления
|
Общешкольный туристический поход
|
Сентябрь 2013
|
Спортивно-туристическая игра, включающая мероприятия творческого и спортивного содержания.
|
Ярмарка
|
Сентябрь 2013
|
Экономическая игра
|
«Олимпийские гонки»
|
Октябрь 2013
|
Командные и индивидуальные состязания, направленные на пропаганду спорта и спортивной активности учащихся.
|
Творческий фестиваль «КВН-ассорти»
|
Ноябрь 2013
|
Фестиваль команд КВН. Цель – пропаганда идей КВН, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Новогодний общешкольный праздник
|
Декабрь 2013
|
Организация масштабного школьного праздника, что способствует сплочению коллектива
|
Фестиваль патриотической песни
|
Февраль 2014
|
Фестиваль исполнителей патриотических песен. Цель – военно-патриотическое воспитание, пропаганда идей конкурсов, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Конкурс школьной моды
|
Март 2014
|
Конкурс призван содействовать укреплению связей между организациями посёлка, между семьей и школой, а также развитию творческого мышления участников.
|
Слет активистов, хорошистов и отличников
«Путь к успеху»
|
Май 2014
|
Поощрение и поздравление отличившихся в течение года учеников, педагогов и родителей.
|
Итоговое награждение участников проекта
|
Июнь
2014 г.
|
Подведение итогов проекта «Мы вместе» по результатам 2010-2011 учебного года, награждение активных участников и победителей по номинациям.
|
2014-2015 учебный год
МЕРОПРИЯТИЕ
|
ДАТА
|
ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
Игра «Большая школьная семья»
|
Весь год
|
Продолжение игры. Смена фамилий отдельных классов. Деятельность Общесемейного управления
|
Ярмарка
|
Сентябрь 2014
|
Экономическая игра
|
«Семейные олимпийские игры»
|
Сентябрь 2014
|
Командные и индивидуальные состязания, направленные на пропаганду спорта и спортивной активности учащихся.
|
«Вечер ужасов»
|
Октябрь 2014
|
Общешкольное мероприятие-маскарад. Цель – совместная творческая деятельность школьных сообществ.
|
Творческий праздник
«Хохма-шоу»
|
Ноябрь 2014
|
Фестиваль команд КВН. Цель – пропаганда идей КВН, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Новогодний общешкольный праздник
|
Декабрь 2014
|
Организация масштабного школьного праздника, что способствует сплочению коллектива
|
Фестиваль патриотической песни
|
Февраль 2015
|
Фестиваль исполнителей патриотических песен. Цель – военно-патриотическое воспитание, пропаганда идей конкурсов, мотивирующих к совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
|
Конкурс школьной моды
|
Март 2015
|
Конкурс призван содействовать укреплению связей между организациями посёлка, между семьей и школой, а также развитию творческого мышления участников.
|
Слет активистов, хорошистов и отличников
«Путь к успеху»
|
Май 2015
|
Поощрение и поздравление отличившихся в течение года учеников, педагогов и родителей.
|
Итоговое награждение участников проекта
|
Июнь
2015 г.
|
Подведение итогов проекта «Мы вместе» по результатам 2010-2011 учебного года, награждение активных участников и победителей по номинациям.
|
Список литературы.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва, 2003
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. Москва, 2003
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Москва,1991
- Лютов Е.К., Монин Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-Петербург,2000
- Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Москва,1999
- Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001
- Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. Москва. 2000
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва, 2005
- Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе школы. Москва , 1991
- Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва, 1994
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. Москва, 1986
- Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. Москва, 1990
|