Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Уроки

Бытовые сказки

МОУ: Харанорская СОШ № 40

    (Урок литературы для 5 класса)

 Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Паздникова Ольга Петровна

Урок 1.

Тема урока: Социально-бытовые сказки.

Форма урока: Чтение, наблюдение над текстом.

Цель: познакомить детей с жанром бытовой сказки на примере конкретных текстов, научить видеть особенности данного жанра, принципы создания некоторых из них.

Материалы к уроку: Учебник, распечатки текстов, записи на доске, тетради.

Ход урока:

1.     Чтение сказки «Жена-доказчица» (В мире литературы. 5 класс, стр.47). Вспомнить особенности бытовых сказок (В мире литературы. 5 класс, стр.47, 49).                                                                                                         –Чем отличается эта сказка от сказки про Иванов?                                           – Какие другие сказки, похожие на сказку «Жена-доказчица», ты знаешь? («Каша из топора»)

2.     Какие сказки мы уже читали (волшебные, бытовые) – выполнить как схему.

3.    Подчеркни те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок. Зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.

4.     Выдать детям распечатку сказки «Мудрый старик» - прочитать вслух.

5.      

Д\З: Выдать детям распечатку сказки «Мудрая девушка» - прочитать дома. Подготовь устный рассказ о Даанышман и Болотбеке (на выбор) по плану.

План рассказа.

·        Как зовут героя сказки?

·        Кем он был?

·        Как он(а) стал(а) ханом(ханшей)?

·        Какие поступки совершал(а)?

·        Всегда ли правильно поступал(а)?

·        Какими качествами обладает герой?

·        Твое отношение к герою.

 

Литература:

1.     В мире литературы. 5 класс. Учебник-хрестоматия. Ч.1. – авт.-сост. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. Москва: Дрофа.-2007

2.     Литература 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч.1. – авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Москва: Мнемозина.-2001

3.     Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2 классе. Ч.1. Москва: Баласс.-2002

4.     Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс. Москва: Баласс.-2002

Урок 2.

Тема урока: Социально-бытовые сказки. Общность сюжетов.

Форма урока: Чтение, наблюдение над текстом.

Цель: познакомить детей с жанром бытовой сказки на примере конкретных текстов, научить видеть особенности данного жанра, принципы создания некоторых из них. Показать ученикам общность некоторых сказочных сюжетов в фольклорном наследии разных народов.

Материалы к уроку: Учебник, распечатки текстов, записи на доске, тетради.

Ход урока:

1.     Работа с текстом татарской сказки «Мудрый старик».

- Закончи план сказки:

1) «Всё равно от них нет никакой пользы».

2)                        3)                          4)

 

 

 

          5) «Видно, и старики бывают полезны».

Прочитай русские пословицы. Что их объединяет? Какая из пословиц ближе всего к содержанию сказки?                                                               Умный отличен от глупого.                                                                             Умный грешит да поправить спешит: и порядок поставит, и дело исправит.                                                                                                              Ум – хорошо, а два – лучше.                                                                                 – Что понял падишах и почему отменил свой жестокий указ?                          – Почему хан Болотбек простил свою жену?

2.     Работа с текстом киргизской сказки «Мудрая девушка».

- По ходу чтения подчеркни в сказке те слова, которые говорят о том, что это киргизская сказка.

- Какими были главные герои сказки? Соедини.

Болотбек

Заботливый (ая)

Справедливый (ая)

Умный (ая)

Мудрый (ая)

Весёлый (ая)

Капризный (ая)

Злой (ая)

Спокойный (ая)

Терпеливый (ая)

Любящий (ая)

Даанышман

 

- Слушаем устный рассказ о Даанышман и Болотбеке по плану.

План рассказа.

·        Как зовут героя сказки?

·        Кем он был?

·        Как он(а) стал(а) ханом(ханшей)?

·        Какие поступки совершал(а)?

·        Всегда ли правильно поступал(а)?

·        Какими качествами обладает герой?

·        Твое отношение к герою.

3.     Начать заполнение таблицы «Сравнение народных сказок о мудрости».

Название

Чья это сказка

Кто был мудрым

Сколько в сказке загадок

Кому помогла мудрость

Что ценит народ в героях сказки

«Мудрый старик»

 

 

 

 

 

«Мудрая девушка»

 

 

 

 

 

«Мудрая дева»

 

 

 

 

 

 4. Д\З: Прочитать сказку «Мудрая дева» и закончить заполнение таблицы.

Литература:

5.     В мире литературы. 5 класс. Учебник-хрестоматия. Ч.1. – авт.-сост. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. Москва: Дрофа.-2007

6.     Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2 классе. Ч.1. Москва: Баласс.-2002

7.     Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс. Москва: Баласс.-2002

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Уроки | Добавил: pazdnik (05/12/2010) | Автор: Горлова Лариса Петровна E
Просмотров: 37638 | Рейтинг: 3.9/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com