«Маленький человек» в литературе послереволюционного
времени
(по произведениям М. Зощенко и М. Булгакова)
О несчастных и
обездоленных, вызывающих жалость и сострадание, писали крупнейшие мастера
русской классической литературы. Мы страдаем вместе с Самсоном Выриным,
тоскующим по дочери, но понимающим, что ему трудно тягаться с богатым Минским.
Мы жалеем «маленького человека» в произведениях Гоголя. В произведениях
Достоевского сталкиваемся с безжалостной картиной мира, где нет места
состраданию, где все решают деньги. В таком мире путь «униженных и
оскорбленных» заканчивается гибелью. Симпатию и сочувствие вызывал маленький человек Толстого.
В
послереволюционное время тема «маленького человека» получила иную трактовку.
Маленький, незаметный гоголевский чиновник превращен в советского служащего, у
которого одно стремление – тихо и спокойно прожить, не испытывая чувство
голода.
Читая рассказы
Зощенко, мы сталкиваемся с человеком, привыкшим к своему ничтожному положению в
обществе, к тому, что его судьба – ничто по сравнению с любой инструкцией,
приказом. Такой человек постепенно теряет чувство самоуважения, преклоняется,
заискивает перед теми, от кого он
зависит. Он беспокоится лишь о
собственной выгоде. Поэтому в сознании многих людей революция представлена в
искаженном виде: какая «выгода» от революции «для меня»? Для многих «народное»,
«государственное» стало синонимом «своего». Понятия частного и общественного
перемешиваются в голове простого человека. Он отказывается платить за проезд в
трамвае, поскольку кондуктор – его племянник. Часто в революции люди видели
вседозволенность, безнаказанность за поступки. Такие люди чувствуют себя
уверенно в новом обществе. Они заявляют о себе гордо не из-за личных заслуг, а
прикрываясь идеологией.
Хотя куда бы
не пошел «маленький человек», он везде чувствует себя униженным: в магазине, в
больнице… В нем видят кого угодно – покупателя, пациента, посетителя, но не
человека. Зощенко пытался помочь «маленьким людям» преодолеть свое рабское
положение и почувствовать уважение к самим себе.
Интересен
«маленький человек» Булгакова – Шариков, совместивший в себе прошлое собаки и
пьяницы Чугункова. Шариков-пес вызывал у нас сочувствие. Его жизнь полна
лишений и несправедливости. Может быть, поэтому Шариков родился с чувством
ненависти к обидчикам? Но он мстит не только тем, кто когда-то обижал его. Он мстит,
желая возвыситься, самоутвердиться за счет других, а не ценой собственных
усилий. Шариков думает только о себе, а не о социальной справедливости. Его
желание – пользоваться благами, которыми пользовались другие. Но эти блага он
не собирается зарабатывать или создавать. Он может только забрать у других.
Такой герой вряд ли согласится называться
«маленьким». Булгаков рисует новое общество, в котором к власти пришли рабы, ни
в чем не изменившие свою рабскую сущность. Только вместо угодливости и
покорности высшим у них появляется жестокость по отношению к зависимым от них
людям.
Разный подход
к теме «маленького человека» у Булгакова и Зощенко объясняется различием
в оценке результатов переворота 1917 года, разницей их культурных и
общественно-политических позиций.
Далеко не вся русская интеллигенция приняла и
поняла великие свершения Октября. И опасения за культуру страны играли не
последнюю роль в неприятии революционных свершений. В свершившейся революции М.
Булгаков видел катастрофу для страны.
Для него революция – хаос, кровопролитие, падение уровня нравственности,
невежество. Взгляды автора, его весьма скептическое отношение к новой
действительности выражены им отчетливо и откровенно. Он верит в естественный
человеческий порядок на земле, только нельзя уходить от нравственных норм,
путать добро и зло. Булгаков предупреждает
о невозможности «переделки» человека, его души, сознания. Невозможно
искусственно фабриковать «нового человека». Он понимал, что главная беда России
– в падении уровня нравственности, что, по его мнению, было связано с
уничтожением интеллигенции. И если многие в те годы призывали отречься от
старого мира, отряхнуть «его прах с наших ног», то М. Булгаков сохранял и
поэтизировал все лучшее, что было в нем – высокую духовную культуру, нравственность.
М. Зощенко
отнесся к революции как к «рождению новой жизни». Вдохновленный новыми идеями,
он считает необходимым приносить практическую пользу стране. Это не мешает ему,
однако, критически относиться к советской жизни. Писатель видел огромный разрыв
между масштабом и идеями революционных событий и консерватизмом человеческой
психики. Зощенко видел, что быстро создать «нового человека» из людей с
неразвитым сознанием невозможно. Нужно это сознание развивать. Но как? Обычно
эту функцию выполняет искусство. Сам автор заявляет: «Революция и искусство идут не в ногу. Революция всегда мешает
художнику. Художник иногда мешает революции». Зощенко уходит к злободневному, проходящему
материалу. Обращаясь к бытовым проблемам, автор сочувствует современнику и
высмеивает его, пытаясь помочь ему найти опору в жизни. «В современной литературе не стоит гнушаться мелкими и злободневными
темами. Это многому учит. Это научит видеть жизнь такой, какая она есть, а не
какой кажется на чей-нибудь романтический взгляд».
План урока по теме «Новая действительность» и «новый
человек» в изображении М. Булгакова и М. Зощенко»
К уроку
учащиеся должны прочитать повесть М. Булгакова «Собачье сердце» и несколько
рассказов М. Зощенко («Монтер», «Тормоз Вестингауза», «Сколько человеку нужно»,
«Женитьба» и др.).
Задача урока: увидеть общее в
сатирической направленности произведений двух авторов, по-разному воспринявших
революцию.
1. Выступление
учащегося с сообщением о жизненном
пути М. Булгакова. Краткая справка из
истории создания повести «Собачье сердце».
2. Работа
с текстом.
Мир глазами
собаки (увидеть, как с помощью пса автор сатирически рисует картину
послереволюционной России).
Эксперимент
профессора Преображенского (пересказ событий).
Система
образов. Персонажи разделены на два лагеря: Преображенский и Швондер. Между
ними оказался Шариков, на которого стараются повлиять и те, и другие. Нужно
обратить внимание на жизненные принципы
этих персонажей, их отношение к новым
порядкам.
Почему Шариков
слушает не Преображенского, а Швондера?
Профессор
Преображенский признает, что допустил ошибку, пренебрегая законами природы,
эволюции. Он совершил революцию в физиологии, медицине. И только потом понял,
что нельзя «фабриковать» людей.
Булгаков
затронул проблемы современности, создавая образ действительности того времени.
Но дело не только в изображении послереволюционной страны. Эксперимент Преображенского – пародия эксперимента революционного (создание нового
человека путем изменения социального строя).
3. Выступление учащегося о жизненном пути
М. Зощенко.
«Значит – новая жизнь, новая
Россия. И я – новый, не такой, как был… Вероятно, нужно работать. Вероятно,
нужно все свои силы отдать людям, стране, новой жизни».
Полный
энтузиазма, Зощенко решает приносить пользу новой жизни практически – много
работать. Но в деревне сталкивается с крестьянами, на лицах которых «увидел
смятение, робость и даже страх». Революция свершилась. Но сознание людей так
быстро не меняется. Обратимся к рассказам М. Зощенко: «Деньги», «Рассказ про
одну корыстную молочницу», «Женитьба – не напасть, как бы после не пропасть».
Изменилось ли отношение к деньгам у людей «нового времени»? Может быть, любовь
– светлое, очищающее и возвышающее чувство, поможет изменить мир, создать «
нового человека»? К сожалению, с изменением социального строя люди не
изменились: они будут ездить бесплатно на трамвае, даже если в этом нет
необходимости; кататься на бесплатной карусели до обморочного состояния; даже
любовь у них коммерческая. Рассказы «Монтер», «Тормоз Вестингауза» показывают
эгоцентрическое восприятие революции. Их самодовольное чувство причастности к
событиям века становится источником
воинственного отношения к окружающему.
«Да,
у нас, приходится сознаться, дрянные и корыстные характеры, благодаря которым
сами закрываем себе доступ к безоблачной жизни».
Писатель
опроверг версию идеологов о быстром рождении «нового человека». Идеологии могут
сменять одна другую, в человеке же прочно сохраняются все прежние представления
о жизни, которые предстают лишь в слегка измененном виде.
4.
Сравнение писательских позиций.
5.
Домашнее задание.
Ответить на вопрос: что роднит психологию героя рассказа М. Зощенко
«Теория Вестингауза» Володьки Бокова и
персонажа повести М. Булгакова «Собачье сердце» Шарикова?
(С появлением после революции «нового
человека», литераторы начали в своих
произведениях исследовать данный феномен. Появляется галерея персонажей,
которые были «ничем» и теперь пытаются получить от жизни «компенсацию». Им хочется почувствовать себя личностями, убедить
в этом других. Но быть личностью – значит, иметь права, что для них
ассоциируется с вседозволенностью. Ни у Шарикова, ни у Володьки Бокова не было
ничего. Теперь им хочется многого. Ни о какой социальной справедливости они не
задумываются. Вся справедливость сводится к тому, чтобы пользоваться благами,
ранее им недоступными. Эти блага словно должны помочь таким персонажам
убедиться и убедить других в значимости
их собственной личности, в том, что он уже не «маленький человек». Путь
утверждения в этой жизни через созидание неприемлем, поскольку требует долгого
и упорного труда, овладение культурой. Проще совершать любые поступки, делать
то, что хочется, мотивируя безнаказанность «очень отличным»
происхождением. Такие персонажи считают
себя пролетариями, тружениками, хотя могут нигде не работать, и требуют уважать
их права как граждан государства, хотя сами никого не уважают. Такие люди верят
в свою правоту, агрессивны, не прислушиваются к чужому мнению.
И М. Булгаков, и М. Зощенко отрицательно
относятся к людям, увидевшим в революции только доступ к благам, легкую возможность в их достижении.
Обычно такие примитивные герои ничего не могут создавать, зато быстро усваивают
чужие идеи (полезные им): Володька дергает за тормоз, Шариков, вдохновленный
Швондером, претендует на квартиру Преображенского и т. д.)
|