Самостоятельная работа.
Дата: 17 января 2009. Вариант №1.
Задание A1.
В каком(-их) предложении(-ях) есть прилагательное(-ые) в превосходной степени?
(1)Люди враждуют друг с другом, хотя война чаще всего им
представляется нехорошим делом, но, чтобы обмануть себя, заглушить в себе
совесть, они придумывают оправдания своей враждебности. (2)Одно из таких
оправданий — это то, что я лучше других людей, а они не понимают этого, потому
я и не могу сходиться с ними; другое оправдание — это то, что моя семья лучше
других семей; третье — что моё сословие лучше других сословий. (3)И наконец,
четвёртое оправдание — это то, что мой народ самый замечательный в мире. (4)…
(5)Много есть гордому человеку наказаний. (6)…
1)
1,5
2)
1,2,3
3)
2
4)
3
Задание A2.
В каком предложении есть глагол, образующий видовую пару только с помощью
гласного звука корня?
(1)Известно, что Вильгельм Рентген не умел изменять своим
принципам – моральным так же, как и научным. (2) … (3)На исходе I мировой
войны, когда Германия голодала, друзья из Голландии при-сылали стареющему
учёному масло и сахар. (4)… он считал недостойным личное благополучие среди
всеобщего бедствия и, теряя силы от недоедания, всё-таки сдавал голландские
посылки для обществен-ного распределения. (5)Только когда дело стало совсем
плохо и ему грозила смерть, он согласился на добавочный паёк.
1)
1
2)
3
3)
4
4)
5
Задание A3.
В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?
Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии
человеческое общество, которое бы поль-зовалось письмом, не обладая речью.
1)
в именительном
2)
в родительном
3)
в дательном
4)
в винительном
Задание A4.
У какого слова неправильно определены грамматические признаки?
А.
По его собственным словам, у него в голове сидела одна какая-нибудь живописная
подробность.
Б.
Он признавался, что, садясь за письменный стол, часто не знал, о чем будет
писать.
В.
Алексей Толстой мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги.
Г.
Он начинал с нее, и она постепенно вытаскивала за собой, как за волшебную
нитку, все повествование.
1) ОДНА — количественное числительное в форме женского рода.
2)
СОБОЙ — возвратное местоимение.
3)
НЕ — отрицательная частица.
4)
ПОСТЕПЕННО — прилагательное в краткой форме.
Задание A5.
В каком предложении есть действительное причастие?
А.Доброе
солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
Б.Волны
моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы
своему королю.
В.Самое
лучшее в мире – смотреть, как рождается день.
Г.В
небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор,
в кружева травы, окрашенной росой.
1)
А
2)
Б
3)
В
4)
Г
Задание B1.
Из предложений 21–22 выпишите все местоимения.
Запишите их в том порядке, в котором они стоят в тексте, через запятую и
пробел.
21)Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет
время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни
тоже ведь умирают, как и люди. (22)И мне чудится в шелесте берез укор вечных
свидетельниц человеческого горя и радости.
Задание B2.
Из
предложений 11 — 14 выпишите (с маленькой буквы) наречие (если есть, то с
частицей через пробел).
(11)
Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку. (12) Даже возьмем
такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13)
Скажем, Пушкин — великолепный художник. (14) Лермонтов — тоже художник.
Задание B3.
Из предложений 12–15 выпишите краткое(-ие)
причастие(-я) Запишите их в том же порядке, в котором они стоят в тексте, через
запятую и пробел.
(12)Легко дышится в этом, как медом напоенном воздухе,
в котором растворен аромат полевых цветов и трав, горький запах костров...
(13)Загорается первая звезда в бездонной тьме наступившей ночи, и мы еще полны
звучанием говорящих колоколов. (14)Мы до слез тронуты радостью общения с природой
своей Родины. (15)Такое чувство сопричастности Отчизне просыпается, когда
глядишь пристрастно на рублевские создания.
Задание B4.
Из предложений 12–15 выпишите прилагательное,
употребленное в функции существительно-го. Запишите его в той же форме, в
которой оно стоит в тексте.
(12) А сколько всего мы храним недостойного среди
сокровищ нашей души! (13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный
непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало
жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было жар-кое, осень
сухая.
Задание B5.
Из
предложения 17 выпишите подчинительный союз. Запишите с маленькой буквы; если
союз двойной, запишите его части через тире с пробелами.
(17)
Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже
стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и
вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему
передать.
|