Урок-игра с вопросами для 6 класса. У каждой команды свой горящий дом. Они "тушат" пожар, отвечая на вопросы. За каждой квартирой закреплен свой вопрос. Дети видят только категорию, к которой вопрос относится. Например, "Лексика", "Угадай произведение". И, полагаясь на свои знания, выстраивают маршрут движения к чердаку.
Жизнь человека всегда неотъемлема от природы.
Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе.
Постепенно человеческое желание понять “язык” и “душу” природы оказалось сильнее страха перед ее грозной стихией. И человек учится управлять ее законами. А затем и сам стал оказывать заметное влияние на окружающую среду. Теперь человек научился летать выше птиц и быстрее звука, он пронзает земную твердь до огненного ядра и небесный свод до раскаленных светил. Но всегда ли разумны эти отношения человека и природы? Не потому ли мстит нам сейчас природа, что мы относимся к ней как материалу, позабыли о том, что у нее есть душа?
Я предлагаю вам совершить путешествие в удивительный мир природы. А опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты, музыканты.
Каждый из них видит в этом мире что-то свое, постигает голоса природы по-своему. И мы попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами.
Так получилось, что однажды мне пришлось задуматься над тем, как преподнести роман Ф.М. Достоевского «Бесы» детям. Все в произведении не охватить. Лишних часов нет. Сделать обзор? Не погашу ли я интерес к Ф.М. Достоевскому, появившийся после знакомства с романом «Преступление и наказание»? Но уйти от просьбы некоторых учеников «объяснить» это произведение нельзя. Попросила класс прочитать «Легенду о Великом Инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы». А тех, кто интересовался «Бесами», попросила выполнить индивидуальные задания. Урок прошел хорошо. В одиннадцатом классе нам пригодился этот материал при знакомстве с романом Е. Замятина «Мы»: дети легко вспоминали то, о чем мы говорили, размышляли.
Исаак Бабель принимал активное участие в борьбе за новый мир. Но в дневнике писал: «Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем». Не находя созидания, писатель не может слиться с революцией, смириться с происходящим. Но он видит людей, мечтающих о лучшей жизни, с уважением относится к их жажде правды и справедливости.
О несчастных и обездоленных, вызывающих жалость и сострадание, писали крупнейшие мастера русской классической литературы. Мы страдаем вместе с Самсоном Выриным, тоскующим по дочери, но понимающим, что ему трудно тягаться с богатым Минским. Мы жалеем «маленького человека» в произведениях Гоголя. В произведениях Достоевского сталкиваемся с безжалостной картиной мира, где нет места состраданию, где все решают деньги. В таком мире путь «униженных и оскорбленных» заканчивается гибелью. Симпатию и сочувствие вызывал маленький человек Толстого. В послереволюционное время тема «маленького человека» получила иную трактовку. Маленький, незаметный гоголевский чиновник превращен в советского служащего, у которого одно стремление – тихо и спокойно прожить, не испытывая чувство голода.