Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Уроки

Край устного народного творчества

Тема урока: Край устного народного творчества.

Форма урока: путешествие.

Цель: познакомить детей с многообразием малых фольклорных жанров, с принципами создания некоторых из них, дать представление о понятиях «фольклор», «жанр».

Материалы к уроку: Учебник, распечатки текстов, записи на доске, тетради.

Ход урока:

1.     Ребята, сегодня, на первом уроке литературы в этом учебном году, мы с вами совершим небольшое, но, я надеюсь, увлекательное путешествие. Мы с вами постараемся вернуться назад, в пору нашего младенчества. Да, не удивляйтесь – без этого мы не сможем понять и осмыслить очень многое из того, что нам предстоит узнать сегодня. Именно с первых дней нашего появления в этом мире наши мамы и папы, бабушки и дедушки постоянно увлекают нас в удивительный край – край устного народного творчества, где на каждом шагу  поджидают путников разные неожиданности – загадки, смешные ситуации, игры, а часто – трудновыполнимые задания. Вы не помните таких путешествий? Ничего, я постараюсь напомнить вам обо всем, что вы немного подзабыли.  Что такое устное народное творчество или фольклор? (работа с терминами). Наш первый пункт – станция, на которой чаще всего бывают ночью - КОЛЫБЕЛЬНАЯ.

2.     Каждый раз, усыпляя вас, бабушки и мамы пели вам песни, которые назывались колыбельными. Кстати, сразу же возникает вопрос, почему их так называют? (Колыбель – качающаяся кроватка, в которой укачивают ребенка). Необходимо раздать детям тексты колыбельных песен.


Ой, баиньки- баиньки, -

Куплю сыну валенки,

Куплю сыну валенки, 

Бегать по завалинке,

Сапожки на ножки –

Бегать по дорожке!

***

Баю-баюшки-баю,

Ходит кошка по краю,

Кошка лыко* дерёт,

Коту лапти плетёт,

А кот лапти износил

Да другие запросил.

***

Баю-баю-баинька,

Прибежал заинька.

Пошёл заинька под липку,

Нашел себе скрипку.

Надо зайку поймать,

Скрипочку отобрать!

Скрипочку отобрать –

Станет Ваня засыпать.

 

Кач, кач, кач –

Купим Ванюшке калач

Да конфетинку

На заединку!

***

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок.

Чем люлечку подцепить,

Да Ванюшку положить.

***

Ещё серы коты

Из-за моря шли,

Из-за моря шли,

Много сна нанесли,

Всё по зыбочкам трясли.

***

Киса, кисанька, коток.

 Киса – серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди, Ванюшку качать.


***                                                                          ***

*Лыко – кора молодой липы или ивы, разделяемая на полоски.

- Прочитай и сравни русские народные колыбельные песенки. Что ты заметил?

- Почему в русских колыбельных песнях ребенка часто баюкает котик?

В каждой ли крестьянской семье был кот? Для какой цели держали котов?   Почему люди считали, что укачать маленького ребенка лучше всех может кот или кошка? С какими качествами животных это связано?

- Почему колыбель называется зыбкой? Люлькой? Как Вы понимаете эти слова?

3. А теперь посмотрим на доску. У меня записано слово «пестовать» и его значение, которое я взяла из словаря С.И.Ожегова: «Пестовать» (кого, что):

              а) То же, что нянчить (устар.),

   б) заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Когда вы немного подросли, вам стали рассказывать различные пестушки и потешки.

- Что такое, по-вашему, «пестушки», «потешки»? Попытайтесь объяснить название терминов. Для примера прочитайте следующий текст:

У бабушки козёл,

У Варварушки седой,

Он под печкой живал

Все сухарики едал.

Отпросился козелок

У бабушки на часок

Погулять во лесок.

Уж ты, бабушка

Ты, Варварушка,

Ты пусти, пусти во лесок

На единый на часок!

Я семь волков убью,

Тебе шубу сошью,

А восьмого убью,

Воротник пришью.

- Кстати, перед вами потешка для ребенка постарше. Что в ней смешного?

- Почему пестушки и потешки часто связаны с действиями животных? Почему это интересно ребенку? Как это влияет на его развитие? Сравните тексты и сделайте выводы:

Идет коза рогатая,

идет коза бодатая.

Ножками: топ-топ!

Глазками: хлоп-хлоп!

 Кто кашки не ест, Кто молока не пьет,

 того забодёт, забодёт!

Берут ручку ребенка, водят по ладошке указательным пальцем и говорят:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали:

Все своим деткам отдала.

3.     А теперь откройте учебник на 26-й странице. Давайте прочитаем небылицу, которая там напечатана.

- Что такое «небылицы»? Для чего их сочиняли? Почему интересно слушать о том, чего не может быть? Проанализируйте тексты, сделайте свои выводы.


Дон, дон, дон!

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром –

Заливать Кошкин дом.

 

- Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

- К медведю на свадьбу,

Медведь-то мне дядя,

А медведица-то тетка.


(небылица строится как игра в невозможное, когда все происходит наоборот – это и есть секрет небылицы)

В следующей небылице попробйуте восстановить порядок:

Лыко мужиком подпоясано,

Ехала деревня середь мужика –

Глядь, из-под собаки лают ворота;

Ворота-то пестры, собака-то нова,

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

4. А вот когда вы стали постарше, научились видеть и понимать окружающий вас мир, вы полюбили загадки. Как можно придумать загадку? Очень просто – надо только знать 2 закона загадки: 1.  Загадка называет не предмет, а только признаки или действия предмета. 2. Загадка строится определенным образом.

                      а) на сравнении

Например: Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это? (лук) А как вы догадались? (лук сравнивается с человеком, дедушкой. Все старенькие тепло одеваются, даже летом. Но это вовсе не означает, что кто-то должен плакать, их раздевая. Значит, речь идет не о человеке. А когда плачут? Когда больно или обидно. А ещё, когда лук чистят.)

                      б) на игре слов

Например: На каких полях трава не растет? (на полях у шляпы)

                      в) на логике

Например: Сколько шагов сделает воробей за 7 лет? (ни одного – он прыгает)

                      г) на отступлениях от логики

Например: Домашнее животное на букву «к»? (клоп) А на букву «д»? (два клопа) А на букву «т»? (таракан)

                     д) на шутке

Например: Домашнее животное на букву «ш»? (шервяк) Домашнее животное на букву «и»? (ишо один шервяк) Домашнее животное на букву «ы»? (ых друг)

У английских детей есть шуточная загадка: Почему слон серый, огромный и весь в морщинах? (Потому что, если бы он был белый, маленький и гладкий, то это была бы таблетка аспирина)

5.  А давайте вспомним следующий момент: Надо выполнить по дому неприятную работу. Как вы с сестрой или братом распределите её между собой, при этом не поссорившись? Правильно, для  таких целей существуют считалки.

- Какие считалочки вам известны?

6. Знакомы ли вы с закличками? Послушайте некоторые из них:

Дождик, дождик, пуще! Дай хлеба гуще!

Уродись, репка, ни густа, ни редка!

Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка!

Для чего употребляются заклички? Были ли они только детским фольклором? Объясните смысл приведенных в качестве примера закличек.

7. Из «разбросанных» слов соберите предложение. (летит – по – копыт – полю – от – пыль – топота) Прочитайте. Что перед нами? Правильно, это скороговорка. Как надо проговаривать скороговорку? Назови нужное:


плавно

медленно

отрывисто

быстро

ласково

певуче

чётко

громко

нежно


Почему скороговорку сложно произнести? Потому что авторы скороговорок так подбирали слова, что рядом оказывались звуки, которые нелегко произнести, или стояли по соседству очень похожие слова. Сначала нужно прочитать скороговорку медленно и по слогам, а потом ещё раз – медленно и плавно, а затем попробовать быстрее. Потренируемся? (заранее приготовить тексты скороговорок)

8. Когда вы пошли в школу, а, может быть, немного раньше, взрослые стали обращать ваше внимание на пословицы и поговорки, которые украшают нашу речь, делают её более точной и выразительной. Пословица передает ещё и чувства человека – насмешку, сожаление, восторг, удивление. Например, пословица «Не в свои сани не садись» выражает порицание, насмешку. Пословица – всегда законченное предложение. А вот поговорка – это только часть суждения. Одно дело сказать о ком-то, что он пришел внезапно, и совсем другое – «как снег на голову». Поговорка дает оценку событию и поступку.

- Из предложенного списка выберите в одну группу поговорки, а в другую – пословицы.

Как с гуся вода.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

При солнышке тепло, а при матери добро.

По Сеньке и шапка.

Ни кола, ни двора.

Добро творить – себя веселить.

Ни к селу, ни к городу.

9. Вывод. Какие произведения фольклора сопровождают ребенка с детства? Распределите их по степени взросления человека: анекдот, сказка, былина, колыбельная песня, потешка, загадка, небылица, считалка, скороговорка.

 

Какие жанры фольклора мы с вами знаем? Давайте представим их в виде схемы.

 


Литература:

1.     И.М.Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе 5 класс. Москва: Материк-Альфа.-2003

2.     В мире литературы. 5 класс. Учебник-хрестоматия. Ч.1. – авт.-сост. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. Москва: Дрофа.-2007

3.     Литература 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч.1. – авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Москва: Мнемозина.-2001

4.     Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2 классе. Ч.1. Москва: Баласс.-2002

5.     Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс. Москва: Баласс.-2002

 

Категория: Уроки | Добавил: pazdnik (05/12/2010) | Автор: Паздникова Ольга Петровна
Просмотров: 3281 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com