Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Уроки

Урок по роману Ф.М. Достоевского "Бесы"
 Ход урока.

 I. 1)  Слово учителя.

В апреле 1867 года писатель уезжает за границу с женой. Основная тема  заграничных писем Достоевского – Россия и Европа. Какие вопросы волнуют его? О чем он размышлял.

Писатель размышлял о самобытном, отличном от европейского пути развития России.

Считал, что нигилисты – явление чужеродное для России. Размышлял о вреде западников и возлагал на них ответственность за появление Нечаевых.

Сообщение учащегося о Нечаевском процессе.

2) История создания романа.

Сообщение учащегося.

 II.                Роман связан с важным вопросом: как развиваться России? Достоевский представляет читателю несколько моделей переустройства человеческого общества. Эти идеи он взял из жизни. Познакомимся с ними.

 1.      Модель Шигалёва.

Шигалев предлагает программу построения земного рая. Для этого делит человечество на две неравные части: 1/10 – верхушка общества, она управляет, решает все за оставшуюся часть («получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми»); 9/10 – стадо, обслуживающее 1/10 общества. Чтобы превратить человечество в стадо, Шигалёв предлагает меры, основанные на перевоспитании целых поколений.

?   Почему Шигалёв уверен, что такое устройство – рай? Что именно об этом мечтает человечество (ведь человечество всегда мечтает о рае)?

Обратимся к «Легенде о Великом Инквизиторе» (роман «Братья Карамазовы»).

?     Зачем и кому нужно разделение общества?

     Какие выгоды оно несет рабам?

Достоевский считал, что природа человеческая не может быть сведена к сумме рациональных оснований. Великий Инквизитор убеждает вновь пришедшего в мир Христа: «Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, — ибо никогда и ничего не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой и раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество, как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что Ты отымешь руку Свою и прекратятся им хлебы Твои. Но ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение: ибо какая же свобода, рассудил Ты, если послушание куплено хлебами. Ты возразил, что человек жив не единым хлебом: но знаешь ли, что во имя этого самого хлеба земного и восстанет на Тебя Дух Земли, и сразится с Тобою, и победит Тебя, и все пойдут за ним, восклицая: «Кто подобен Зверю сему, — он дал нам огонь с небеси!»

Писатель опровергает эти по виду очень складные рассуждения Инквизитора. Еще за четверть века до создания Легенды о Великом Инквизиторе Федор Михайлович утверждал в одном из писем: «Если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной». И в Легенде финал, помимо воли автора поэмы, Ивана Карамазова, свидетельствует о торжестве идей Христа, а не Великого Инквизитора. Как вспоминает Иван Федорович: «Я хотел ее кончить так: когда Инквизитор умолк, то некоторое время ждет, что пленник его ему ответит. Ему тяжело его молчание. Он видел, как узник все время слушал его проникновенно и тихо, смотря ему прямо в глаза и, видимо, не желая ничего возражать. Старику хотелось бы, чтобы тот сказал ему что-нибудь, хотя бы и горькое, страшное. Но он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ. Старик вздрагивает. Что-то шевельнулось в концах губ его; он идет к двери, отворяет ее и говорит ему: «Ступай и не приходи более... не приходи вовсе... никогда, никогда!» И выпускает его на «темные стегна града». Пленник уходит... Поцелуй горит на его сердце, но старик остается в прежней идее». А ведь целует Христос своего тюремщика после страстного обещания Инквизитора, что люди с радостью сожгут неузнанного Спасителя: «Знай, что я не боюсь тебя. Знай, что и я был в пустыне, что и я питался акридами и кореньями, что и я благословлял свободу, которою ты благословил людей, и я готовился стать в число избранников твоих, в число могучих и сильных с жаждой «восполнить число». Но я очнулся и не захотел служить безумию. Я воротился и примкнул к сонму тех, которые исправили подвиг твой. Я ушел от гордых и воротился к смиренным для счастья этих смиренных. То, что я говорю тебе, сбудется, и царство наше созиждется. Повторяю тебе, завтра же ты увидишь это послушное стадо, которое по первому мановению моему бросится подгребать горячие угли к костру твоему, на котором сожгу тебя за то, что пришел нам мешать. Ибо если был, кто всех более заслужил наш костер, то это ты. Завтра сожгу тебя». Однако доброта Иисуса поколебала даже каменное сердце старого Инквизитора. Поцелуй оказывается самым сильным возражением против всех хитроумных и вроде бы логичных теорий строителей царства Божьего на земле. Чистая любовь к человечеству начинается лишь тогда, когда любят не телесную, внешнюю красоту, а душу. К душе же Великий Инквизитор в конечном счете остается безразличен.

 2.      Система Верховенского Петра Степановича.

У этого персонажа нет своей модели переустройства мира. Но есть программа, как воплотить мысль Шигалева в реальности.

 (Двум учащимся было предложено из указанных главам выбрать нужные цитаты; расположить их, следуя своей логике). Учащиеся получают на парту «программу» Верховенского.

1.      «Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов». Почему?

2.      «Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство».

3.      «Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны». «У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность…».

4.      Шпионство «У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом».

5.      «…первое, что ужасно действует, - это мундир. Нет ничего сильнее мундира. Я нарочно выдумываю чины и должности: у меня секретари, тайные соглядатаи, казначеи, председатели, регистраторы, их товарищи…».

6.      «…самая главная сила – цемент, все связующий, - это стыд собственного мнения….он у меня в огонь пойдет, стоит только прикрикнуть на него, что он недостаточно либерален».

7.      «…и уже преступление не помешательство, а именно здравый смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест. «Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!»

8.      «Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны…»

      9.  «Мы провозгласим разрушение…почему, почему, опять-таки идейка так обаятельна! …Мы пустим пожары…Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…Ну-с, тут-то мы и пустим…». Кого?                                                                             

10                             …подговорите четырех членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас же вы их всех пролитой кровью, как одним узлом, свяжете». (Мысль Ставрогина).

 К какой части человечества причисляет себя Верховенский?

Обратим внимание на его имя:

 Петр - камень,   Степанович - венок.

В энциклопедии имен встретим в характеристике имени Степан:

-          организаторские способности,

-          конкретный и практичный ум.

Обратим внимание на эти характеристики и на значение имени Степан – венок. Венчать – возглавлять. А фамилия – Верховенский!

На каких «китах»  держится система Верховенского?

-          дисциплина;

-          бюрократизм;

-          доносы;

-          поклонение идолу (предлагает Николая Ставрогина);

-          связь кровью.

4

3.   Модель Шатова.

( Ученик из указанных глав выбрал нужные цитаты; расположил их, следуя своей логике). Учащиеся получают на парту «программу» Шатова.

 

-           «Разум и наука в жизни народов всегда … исполняли лишь должность второстепенную и служебную…»,

-          «Никогда разум не в силах был определить добро и зло…»,

-          «Народы слагаются и движутся силой иною … Эта сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицание смерти. Дух жизни, как говорит Писание…». Искание Бога» - как называю я всего проще»,

-          «Всякий народ до тех пор  и народ, пока имеет своего Бога особого…»,

-          «Если великий народ не верует, что в нем одном истина …, если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенной ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою»,

-          «Знаете ли вы, кто теперь на всей земле единственный народ: «богоносец», грядущий обновить и спасти мир именем нового Бога и кому единому даны ключи жизни и нового слова…».

 

Зачитаем отрывок из разговора Шатова и Ставрогина:

«    -   …веруете вы сами в Бога или нет?

-          Я верую в Россию, я верую в её православие…Я верую в тело Христово… Я верую, что новое пришествие совершится в России … Я верую … - залепетал в исступлении Шатов.

-          А в Бога? В Бога?

-          Я … я буду веровать в Бога».

 

Выделим основные моменты в размышлениях Шатова. В чем беда Шатова? Слабое место в его теории? (сам не верит в Бога, его вера абстрактна, Бог сведен к атрибуту народности).

Фамилия «Шатов» уже указывает на умственную «шатость» его носителя. О «шатости» русской интеллигенции Достоевский писал: «У нас не верят себе….Шатость во всем двухсотлетняя»; «…неопределенностию, слабостию реформ, недоверием и к себе, и к обществу при исполнении реформ они произвели в обществе шатость, как говорит Шатов, неопределенность, сумбур, слабость убеждения и веры».  

 

4.  Модель Кириллова

«Теперь человек еще не тот человек. Будет новый человек, счастливый и гордый. Кому будет все равно, жить или не жить, тот будет новый человек. Кто победит боль и страх, тот сам Бог будет».

Теория Кириллова сложна, поэтому после сообщения учащегося учитель делает обобщение.

Объяснение схемы. Мир, в котором мы живем, хорош. Но в нем много подлости, обмана. Избавиться от этого зла можно под руководством сильного человека – ЧЕЛОВЕКОБОГА. То есть человек ставит себя на место Бога и управляет людьми так, как считает нужным. Богом может стать не каждый (вспомним мучения Раскольникова!), а только личность безгранично могущественная и свободная. Как стать таким? Необходимо научиться не бояться ничего, научиться «перешагивать» через препятствия. «Атрибут божества моего, - говорит Кириллов, - своеволие». Страшное слово!

?  Что настораживает в этой теории?

?  Как вы думаете, почему в схеме я  выделила, что человекобог – не богочеловек?

Н. Бердяев писал: «В человекобоге погибает человек, а в Богочеловеке сохраняется человек».   

Счастливыми других делают сильные. Они навязывают свое понимание счастья.

Кстати,  имя  Кирилл переводится как  «маленький господин».

 

5.  Роль   Николая  Ставрогина

 

Николай          Всеволодович    Ставрогин    

 

  победитель      всевластный       от греч. крест

  народов,

  темная

  лошадка

 

Ставрогин создает идеи, «заражает»  ими других. Но потом ни в одну не верит.

Он создал идею обожествления народа для Шатова, идею обожествления личности Кириллову.

Именно этому герою предлагает Верховенский стать идолом, которому будут поклоняться: «Вам ничего не стоит пожертвовать жизнью, и своею и чужою. Вы именно таков, какого надо».

Ему говорит  Шатов: «Вы, вы одни могли бы поднять это знамя!».                                              

 «Вы потеряли различие добра и зла…» (Шатов, ч 2, гл.7)

Обращаемся к доске: можно ли объяснить выбор имени, отчества героя автором?

«Фамилия  «Ставрогин», возможно (от греч. – крест), намекает на высокое призвание её носителя. Однако Ставрогин изменяет своему назначению…»

Бердяев Н. раскрывает идею этого образа: «Это мировая трагедия истощения от безмерности, трагедия омертвения и гибели человеческой индивидуальности от дерзновения на безмерные, бесконечные стремления, не знавшие границы, выбора и оформления». 

VI    ?    1.   Чья теория близка теории Раскольникова? Почему?

2        Чья теория вам ближе?

3.      В чем же видел спасение России Ф.М. Достоевский?

Нужно понять, что любая идея – страшна, опасна. Идеи подразумевают господство одних людей над другими. Отсюда всё зло, мешающее развитию общества. Что же нужно делать?

 

Категория: Уроки | Добавил: Горлова (10/01/2011)
Просмотров: 2811 | Теги: Достоевский, роман Достоевского, бесы, Роман Бесы | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com