Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Уроки

Трагизм действительности в сборнике рассказов И. Бабеля «Конармия»

Исаак Бабель принимал активное участие в борьбе за новый мир. Но в дневнике писал: «Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем». Не находя созидания, писатель не может слиться с революцией, смириться с происходящим. Но он видит  людей, мечтающих о лучшей жизни, с уважением относится к их жажде правды и справедливости. Хотя сердцем принять происходящее не может.

Бабель создал эпическое полотно, используя фрагментарную композицию: каждый рассказ закончен и уникален, все вместе связаны образом главного героя. Лютов вполне сознательно оказался среди красных, надеясь, что Интернационал добрых людей осуществится. Но хорошие люди не убивают. Мечта о новой счастливой жизни и способы, которыми  ее пытаются претворить в действительность, вызывают у героя противоречивые чувства. Бабель намеренно строит сюжет на видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного человека – Лютова. Поскольку его герой еще не может разобраться в происходящем, то он часто просто фиксирует происходящее, механически восстанавливая шаги конармейцев. Композиция текста фрагментарна. Поэтому создается впечатление «разорванности» произведения. В литературоведческих работах говорится о его «слабой поверхностной сцепленности». Мир «Конармии» называют миром «точек», из которых автор сплетает необычный «узор» текста. Но, несмотря на кажущуюся разрозненность, рисунок текста не распадается: он связан замыслом художника и образом главного героя.

Эти противоречия и их художественное воплощение учащиеся должны увидеть в тексте. Первый рассказ «Конармии» введет читателя в мир произведения и познакомит с художественным своеобразием его рассказов.

(Разработка Горловой Л.П.)

  1. Какую роль играет первый абзац? Как пейзаж во втором абзаце подготавливает дальнейшие события, атмосферу произведения? (Рассказ начинается двумя предложениями, задающими динамичный ритм, насыщенных фактами. С первых строк врывается война. Во втором абзаце ритм повествования замедляется. Пейзаж наполнен тишиной и цветом. В природе гармония. Поэтому таким неожиданным и резким кажется сравнение солнца с «отрубленной головой». Почему гармония нарушена? Появление человека вносит хаос в природу. Мир уступает место войне, смерти.)           

  2. Как автор вводит в рассказ мотив смерти? (Мотив смерти введен в рассказ уже в первом абзаце: «на мужицких костях».  Далее он предстанет в зримом образе «отрубленной головы». Последующее изложение усиливает этот мотив образом убитого старика. Мертвый старик – смерть близкая, каждодневная. Образ беременной женщины – антитеза мотиву смерти)

3.          Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе? Внимательно прочтите последний абзац: к кому обращены слова женщины? Особенность диалога в рассказе?  (Война перемешала низости и ценности, поставила под сомнение ценность самой человеческой жизни. Последний абзац – крик души человека, утверждение уникальности и неповторимости  человека. Это обращение не столько к герою, сколько к читателям. Диалоги в рассказе подчеркивают разорванность отношений между людьми.)

4.          Композиционная роль рассказа. (Рассказ выступает экспозицией по отношению к тексту книги, автор вводит читателя в трагедийный мир своего произведения)

5.          Смысл названия.  (Символизирует «переход» героя из одного состояния в другое. Выбор героем поступка).

 

         Интересно прочитать с учащимися рассказ «Измена». Подумаем: что составляет особенность речи героя, каков его психологический облик?

Автор стилизует рассказ «Измена» под документ, давая  герою возможность самому рассказать о произошедшем. И перед  читателями проходит сознание героя, захваченного вихрем революции, гражданской войны.

Перед нами ситуация, которую можно назвать трагикомической. Но в следующее мгновение понимаешь весь трагизм происходящего. В центре внимания – человек, чьё сознание деформировано, этот человек болен, он неадекватно воспринимает действительность, окружающих. Указанный персонаж оценивает людей с точки зрения классового подхода. Почему? У людей отобрали привычные представления о жизни, привычную мораль, а взамен смогли предложить лишь лозунги. Кроме того, те, кто стоял за всем этим, видимо, были не уверены либо в своих силах, либо в правомочности своих действий, либо ещё в чём-то, т.к. пытались убедить остальных в том, что кругом – враги. Люди привыкли к тому, что их постоянно призывают к бдительности, стали во всём видеть измену.

 Стиль рассказа смешан, в нем разные речевые потоки: слова высокого стиля, канцеляризмы,  разговорный стиль. Язык повествования изломан. Когда казаки пытаются говорить канцелярским языком, они искажают русскую речь – или некорректным соединением слов, или ошибочным включением их «не в тот» контекст. Создавая стилевую мозаику, автор рисует искалеченное сознание людей. Их сознание изломано, отравлено войной, требованиями бдительности, поисками измены. Они на жизнь смотрят с точки зрения классового подхода. Рассказ от лица героя должен восприниматься как индивидуальная словесная форма, за которой видна личность. Но пестрящая языковыми ошибками и искажениями речь героя создает ощущение штампа, лозунга, схемы. Герои не могут жить в нормальной жизни. Даже в госпитале, среди раненых «ожидали увидеть культработу и преданность делу». Сможет ли  такой человек вернуться к нормальной человеческой жизни? Как он сможет жить, если «измена … смеется … из окошка, измена ходит, разувшись, в нашем дому, измена закинула за спину штиблеты, чтобы не скрипели половицы в обворовываемом дому…»? 

А теперь сравним образ, возникающий в рассказе «Измена», с образом того же персонажа в рассказе «Соль». Вносит ли рассказ «Измена» что-либо новое в этот образ? Какой еще художественный смысл может иметь этот рассказ, помимо дальнейшего развития образа персонажа? Какую цель преследовал Бабель, вновь вводя фигуру Никиты Балмашева в книгу?

 Новеллы «Соль» и «Измена» связаны одним действующим персонажем, рассказывающим о произошедших с ним событиях; одним стилевым узором – смешение разных стилей, изломанность языка. В рассказе «Соль» перед нами правдоискатель. Как он вступается за женщину-мать! Ему удается убедить взвод не трогать женщину. «…И каждый, раскипятившись моей правдой, подсаживает её…». Николай Балмашев понимает, что она – связь поколений, она несет смену старому новым. И герой «надеется на совесть» попутчицы.

Обманувшись, Николай Балмашев выбрасывает женщину из вагона и «смывает этот позор с лица трудовой земли…». Почему? Казалось бы, герой объясняет свой поступок: ему больно за людей, страдающих в этой тяжелой жизни, за «Расею, задавленную болью». Но в его голове перемешались человеческие чувства с идеологией, плохо переваренной сознанием. Самосознание героями только начинается, но времени на длительную работу мозга нет. Поэтому он говорит плакатными фразами, сравнивая «гнусную гражданку» с «белым генералом, который с вострой шашкой грозится нам». Но если генерала «…видать со всех дорог», то «несчастную гражданку… не видать, как блоху, и вы точите, точите, точите…».

Вспомним фразу: «И каждый, раскипятившись моей правдой…». В чем же правда Балмашева? В доверии к человеку? В добром к нему отношении?  Но здесь же плачут две девицы, пострадавшие от бойцов; сам Балмашев не просто сбрасывает женщину под откос, но и убивает её. В чем же видит он свою правду? Герой клянется «беспощадно поступать со всеми изменниками, которые … хотят выстелить Расею трупами и мертвой травой». Чтобы изменники «не выстелили» страну трупами, Балмашев «ударяет из винта» женщину. Единственное, что понимает герой, - революция должна свершиться, но ей мешают изменники.

В рассказе «Измена» Николай Балмашев продолжает во всем видеть измену. Зачем автору потребовалось вновь ввести этот образ в повествование? Возможно, автору нужно подчеркнуть мысль о том, что  поиск правды непроясненным сознанием может привести только к «исключению» человека из нормальной жизни.

В новелле «Соль» герой обманут в своих лучших чувствах, причём именно тогда, когда он проявил сострадание, заботу о слабом. Кому же теперь верить? Он убил женщину, но это не холодное, расчётливое убийство, а, на его взгляд, способ восстановить пошатнувшийся мир. Здесь Балмашев ещё способен верить людям, но его вера уже пошатнулась. В «Измене»  для него уже врагами являются все, кто думает и ведёт себя иначе, чем он и его боевые товарищи. Образ Никиты – это предупреждение о страшной опасности: болезни, которая разъедает душу человека, который ради какой-то идеи отказался от привычных нравственных норм, от любви и сострадания – обычных человеческих чувств. Чем он восполнил пустоту, образовавшуюся в душе? Крикливыми фразами о том, что насилие в этом мире можно уничтожить только насилием. Ушло доверие к людям – пришёл страх, ожидание предательства.

Интересен образ пана Аполека. Нужно задуматься: в чем заключался для повествователя пример пана Аполека? Каково, на ваш взгляд, место этого рассказа в книге?

 В рассказе «Пан Аполек» мы встречаемся с истерзанной душой героя, встретившегося с «прекрасной и мудрой жизнью» пана Аполека. В чем же мудрость пана Аполека?

Перед нами иконописец, отвернувшийся от церковной традиции и начавший рисовать святотатственные иконы. Небо, – символ духовного счастья, счастья, которое будет когда-то, «опущено»  на землю. И народу нравится. Идеал, к которому надо стремиться, оказался легко достижимым. Искусство пана Аполека призывает поклоняться естеству своему.

Гуманист Лютов, пытаясь понять, почему так много жестокости, грязи появилось сейчас, когда впереди высокая цель, пробует слиться с народом. Мысль о поклонении естеству человека кажется Лютову, желающему понять «правду» реальных, земных людей, выходом. Но слияние с революционной массой требует отказа от непреходящих нравственных ценностей.  Возможно, поэтому в рассказ введена легенда об Иисусе и Деборе. Иисус, надеясь на лучшее в человеке, влезал в «блевотину», чтобы спасти  Дебору. Но! «Вакханалия – вот истинная  ценность для человечества». Поняв это, Иисус, покрывшись смертельной испариной, уходит.

Лютов же, дав обет следовать примеру пана Аполека, влезая  «в блевотину жизни», в конце рассказа идет вместе с «бездомной луной», идет, «отогревая в себе неисполнимые мечты  и  нестройные песни». По-видимому, не может герой примириться с низким идеалом, не может найти  себе «дом», отсюда и песни «нестройные». И попытки слиться с течением, с революцией – «неисполнимые мечты».

Для Бабеля искусство – блестящий пример эстетической оценки мира. Художник показывает не только то, как он видит мир, но и то, как он видит и оценивает главное в нем. Главное в жизни, конечно же, человек. Но искусство способно превращать обычное в неожиданное откровение, помогает постигать скрытую правду о жизни, человеке, времени. А искусство Аполека живет недолго.

 Новелла «Пан Аполек» находится почти в самом начале произведения. В ней автор поставил героя перед выбором: чему отдать предпочтение – своим прежним представлениям о жизни, в которых нет места насилию и жестокости, или так называемому «новому гуманизму», с его простотой страстей и умением быть хозяином над «женщинами и конями»? Большая часть народа выбрала второе, потому что это умирать легче с Богом, а жить легче без Бога. По какому пути пойдёт Лютов? На это и попытался ответить Бабель следующими новеллами.

На примере нескольких новелл из «Конармии» хочется увлечь учащихся размышлениями о том, что такое гуманизм. Учащиеся должны понять, что «Конармия» - это не хроника событий гражданской войны, а книга о страданиях человеческой души, которая ищет истины в несправедливом, истекающем кровью мире. Предлагаем акцентировать внимание учеников на рассказе «Гедали», как на одном из центральных рассказов сборника.

 

План разбора рассказа «Гедали».

(Паздникова О.П.)

 

1.     В рассказе постоянно присутствует мотив смерти. Докажите это примерами из текста (воспоминания о смерти дедушки, смерть базара, смерть как сравнение «…гранит мостовой чист, как лысина мертвеца…»). Найдите в рассказе предметы, символизирующие смерть (мел, синька, фитиль). Подумайте, почему мотив смерти – один из основных в «Гедали».

 

2.     Попытайтесь объяснить градацию света в рассказе (свеча – звезда – солнце).

 

3.      Антитеза как приём построения текста. Сравните: описание заката и рождение звезды (юной субботы); слепящий свет революции, несущей насилие и полутёмный, закатный свет еврейской среды, опирающейся на вечные ценности: гуманизм, добро, справедливость.

 

4.     Рассмотрите использование автором принципа дихотомии для усиления напряжения в тексте: мир делится как бы на две половины – мир Гедали и мир рассказчика, внутренне раздвоен и сам рассказчик (в разговоре с Гедали он говорит одно, но из описательной части рассказа становится ясно, что его глубинные мысли несколько иные). Докажите это текстовыми примерами.

 

5.     Согласны ли вы с тем, что это повесть об «отцах и детях», пошедших в разные стороны? Обоснуйте свой ответ. (И Гедали, и сын рабби видят необходимость революции, т.к. она живо напоминает им обоим еврейское мессианское движение хасидизм, которое проповедовало веру в спасение всего человечества, независимо от того, верующий ты или нет. Но только сын рабби принимает революцию такой, какая она есть, с её насилием и жестокостью, а для Гедали революция – это Интернационал добрых людей. Гедали не даёт никакой политической программы, лишь показывает вечные, независимые от времени ценности человечества: доброту, мир и радость.

 

6.       Найдите портретную характеристику Гедали и докажите, что в изображении внешности героя используется двойной принцип описания: младенецстарик, мудрец. Зачем это нужно автору?     (Всё дело в идеях Гедали. Осуществление мира красоты и добра может задумать либо по-детски чистая, ничего не знающая душа, либо мудрец, всё переживший, живущий уже вне времени. Здесь и наивность, и высокие стремления человечества; здесь и чудачество, и святость.)

 

7.     Какова тема спора с Гедали? На чьей стороне в этом споре автор? Какова ваша позиция в этом вопросе?

8.     Опираясь на известные новеллы сборника, сформулируйте основную мысль «Конармии». (Книга И.Бабеля, посвящённая легендарной армии С. Будённого, не прославляет её – она написана о другом. Автора больше всего волнует проблема гуманизма. Его герои – это люди, для которых старой морали уже нет, а новая ещё не создана. И.Бабель показывает человека в ситуации экстремальной, где границы между добром и злом размыты и неопределённы. Новеллы «Соль», «Смерть Долгушова» показывают, как мала цена человеческой жизни и как бессмысленна и жестока Гражданская война. Одним из важнейших рассказов сборника в этом отношении является «Гедали». Старьёвщик Гедали по-своему пытается понять смысл происходящих событий. Он произносит замечательные слова: «Я хочу интернационала добрых людей, … чтобы каждую душу взяли на учёт и дали бы ей паёк первой категории». Однако реальность оказалась намного суровее, чем это представлялось наивному мечтателю, поэтому многие вопросы, поставленные автором, остались без ответа, - видимо, на суд читателей.)

 

 Темой творчества Бабеля является человек, под влиянием революции пробудившийся в самых низовых народных толщах, потому что революция – это экстремальная ситуация, открывающая истинное лицо человека. Бабель поставил перед своими героями глобальные вопросы, а сам внимательно наблюдал, какой ответ для них наиболее приемлем. Он пытался ответить на вопросы: кто прав? кто слаб? кто выше? и т.д. – он оставил эти вопросы открытыми. Наверное, он понимал, что, находясь в гуще событий, трудно объективно оценить происходящее. Автору важнее было показать бесконечную разнородность действительности, способность человека быть одновременно возвышенным и обыденным, жестоким и добрым, так как человека нельзя нарисовать только чёрной или только белой краской. Возможно, поэтому в произведениях Бабеля причудливо сочетаются высокое и низкое. Характеры его героев парадоксальны, неуловимы, поступки неожиданны. Тем более что персонажи Бабеля находятся как бы «на изломе», ведь и время, в которое они жили, тоже можно назвать – «на изломе». А это никого не оставляет равнодушным, и значит, читая указанное произведение, мы погружаемся в «эмоциональную пучину», сотканную из чувств и переживаний автора, рассказчика, других персонажей. 

Категория: Уроки | Добавил: Горлова (07/01/2011)
Просмотров: 11747 | Теги: Конармия, Бабель | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com