Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Уроки

Всякая душа празднику рада

Всякая душа празднику рада.

Именно так гласит русская народная пословица. Праздник – душа народа. Он издавна являлся неотъемлемой частью его духовной жизни, это важнейший элемент традиционной народной культуры. Праздник представляет собой сплав многих сторон духовного существования нации. Отражая жизнь отдельного человека или общества в целом, праздник способствовал формированию духовного уклада жизни, становился важнейшим культурным достоянием народа. Он всегда способствовал объединению людей, помогал им преодолевать чувство одиночества, сплачивал все слои населения: от бедных и богатых до старых и малых. Поэтому на уроках МХК мною большое внимание уделяется именно праздникам: дети собирают материал, при помощи учителя обобщают его – так рождается урок, а в некоторых случаях – исследовательская работа ученика. В 2005/2006 учебном году мы с учениками приняли участие в Российском фестивале исследовательских работ «Портфолио», в котором, в числе прочих наших исследований, были представлены две работы, посвященные праздникам: «Языческие корни христианского праздника Троица» и «Из истории празднования Пасхи». Пасхальному празднику мною из года в год традиционно отводится урок, по времени приуроченный к Пасхе. Сценарий этого урока был отправлен на Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и отмечен дипломом данного фестиваля.

Праздник праздников – Пасха

Оборудование :  1. Выставка книг о христианских праздниках на Руси;

                       2. Кулич, Пасха, крашеные яйца, самовар;

                       3. Газета;

                       4. Проигрыватель, пластинка с колокольным звоном;

                       5. Репродукции икон и картин на тему Распятия, Воскресения и Вознесения Христа

Ход урока:

1.     Организационный момент

2.     Слово учителя.

Уходят морозы, холода, пробуждается природа – наступает весна.

С нею вместе приходит христианский праздник «Пасха». Праздник воскресения из мертвых Иисуса Христа. Совсем недавно, на уроках литературы, посвященных творчеству М. Булгакова, мы с вами говорили о распятии Иисуса Христа, вспоминали библейские предания на эту тему. И когда я сказала, что в романе Мастера события происходят во время иудейской Пасхи, кто-то возразил, что Пасха – это Воскресение Иисуса, а в романе Иисус еще жив, значит, никакого праздника Пасхи быть не может.

Именно тогда у меня возникла мысль рассказать вам об этом празднике, ведь мы отмечали его всегда, даже в советские времена, когда церковь не была в фаворе.

3.Так что это за праздник?

Он имеет длинную и сложную историю. Зародился он около 3500 лет назад среди древних евреев, которые в то время жили в Аравийской пустыне, занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Это был весенний скотоводческий праздник. По верованиям древних иудеев, нужно было задобрить духов, и особенно духа-губителя, который блуждал весной голодный, жаждущий крови, чтобы он не трогал молодняк и неокрепших маток.

Многие первобытные народы считали, что в крови заключается жизнь, поэтому кровь является лучшей жертвой для духа. Скотоводы-евреи устраивали весной общинное обрядовое пиршество, во время которого резали ягнят и их кровью мазали свои шатры и загоны для скота.

Таким образом, общинное пиршество было как бы жертвоприношением духам. В этот период твердой даты праздника не было. Справлялся он весной, а день празднования определяли жрецы и вожди племени.

Затем, со временем, евреи переселились в Палестину, где коренное население было земледельческим. Поэтому постепенно иудейские племена стали переходить от кочевого к оседлому образу жизни, начали заниматься земледелием. С изменением хозяйственной жизни иудеев изменялись и их общественные отношения, религия, быт. Претерпели соответствующие изменения и праздники. В частности, праздник пасхи потерял свое былое значение. Он слился с весенним земледельческим праздником, в котором хлеб занял центральное место.

Первым из хлебных злаков созревал ячмень. Поэтому теперь уже в святилище несли не ягнят, а первый сноп ячменя, освещали его, обмолачивали, мололи зерно и из муки нового урожая пекли первые пресные хлебцы.

Ход исторического развития привел к гибели самостоятельного национального еврейского государства. Оно оказалось под пятой Римской империи, а попытки сбросить иго иноземных захватчиков заканчивались неудачами и вели к кровавым репрессиям.

И примерно с этого момента праздник пасхи стали связывать с надеждой на чудесное избавление еврейского народа с помощью божественного спасителя.

Таким его и восприняли раннехристианские общины в I и II вв. Но при этом изменили его богословское и идейное содержание. Пасха была увязана с одним из эпизодов биографии Иисуса Христа.

«Праздников праздник и торжество торжеств» - так называют верующие люди Пасху. Этот праздник установлен христианами в память о чудесном воскресении Бога Иисуса Христа – события, лежащего в основе всего христианского вероучения. Ведь своими страданиями Христос искупил грехи людей, обеспечил верующим вечную жизнь на небесах.

Празднование Пасхи – многовековая традиция, и мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресенье.

Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, когда верующие люди воздерживаются от определенных видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей). Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

4. Сообщение учащихся о Седмице.

Ученики о понедельнике, вторнике, среде, четверге, пятнице и субботе.

 К полуночи церковь освещается свечами и внутри и снаружи.

Потому что огонь, еще по поверьям древних славян, играет большую роль в изгнании нечистой силы. Вот почему верующие в пасхальный четверг держат в руках горящие свечи. А из церкви эти свечи несут домой и выжигают ее огнем кресты на потолках и дверях: так выгоняли нечистую силу.

  Священнослужители в светлых одеждах с крестом и иконами проходят крестным ходом вокруг церкви. Это происходит под колокольный звон. По древним поверьям, злые духи постоянно живут в могильной тишине и очень боятся шума. Поэтому на Пасху целую неделю звонили колокола.

Звучит благовест

На его фоне ученица читает стихотворение Майкова:

Повсюду благовест гудит,

из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес! Христос воскрес!

 

Слова «Христос воскрес» сопровождаются троекратным целованием. Этот обряд уходит своими корнями в глубокую старину. Первобытные люди считали, что дыхание – это сущность души. И христиане, целуя на пасху мощи, иконы, крест, верили, что таким образом на них переносится волшебная сила этих предметов. Христосуясь, верующие стремились таким образом обменяться духом, таинственной силой, вошедшей в них во время пасхального богослужения и целования различных священных реликвий.

 Как уже было сказано, пасха зародилась в южных странах. Весна там приходит гораздо раньше, чем на Руси, и праздновалась она в начале уборки зерновых. Естественно, что праздник был сытный, обильный.

Перенесенная далеко на север, пасха на Руси пришлась на раннюю весну. Первыми продуктами, появляющимися в хозяйстве славян – земледельцев ранней весной, были молочные продукты и яйца.

5.Сообщение учеников

Ученик о символике пасхальных яиц.

Ученико пасхальных яйцах фирмы Фаберже.

6.Учитель дополняет.

Искони наиболее излюбленной пищей духов считалась кровь. И для того, чтобы сделать яйца наиболее угодными духам, их обмазывали кровью. Позднее – красной краской, которая символизирует жизнь, воскресение Бога.

А еще позднее – просто окрашивать в какой-либо яркий цвет.

Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца,ожно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что причиняло им якобы ужасные страдания. Если же ударять яйца друг о друга, то можно заставить духов биться лбами.

 Приготовление куличей – пасхального хлеба особой формы – связано с верой в волшебные свойства обрядовой освященной пищи.

  Как мы уже говорили, в южных странах праздник пасхи по времени совпадал с первым сбором урожая зерновых.

  Хлеб из муки нового урожая выпекался пресным, его нельзя было мешать с закваской от старого хлеба. Новый хлеб ели только после освящения, и такой хлеб якобы обладал чудесной силой. Его можно было есть, не опасаясь злых духов. А чтобы не спутать новый хлеб со старым, ему придавали особую форму.

 Есть еще одно традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха.

Сначала под влиянием культа мертвых, ей придавали форму могильного холма, а позднее вид четырехугольного пирамидального надгробия.

Праздник Пасхи основывается на трех важных моментах жизни Христа: Распятии, Воскресении и Вознесении его.

7. Сообщение учителя о живописной традиции на сюжеты распятия, воскресения и вознесения.

8. Вывод. Таким образом Пасха из языческого праздника превратилась в главный христианский праздник. Но хоть и называют ее «Торжество торжеств и праздников праздник», буйно веселиться в эти дни не принято. Хотя во время семейного чаепития, а также во вторую половину Светлого Воскресения все люди, а особенно дети, играли в пасхальные игры. В каждой стране существовали свои обычаи и развлечения.

У нас тоже сегодня приготовлена игра – Пасхальный кроссворд.

9. Но это будет вашим домашним заданием.

 

Паздникова О.П., учитель русского языка и литературы.

 

Категория: Уроки | Добавил: pazdnik (05/12/2010) | Автор: Паздникова Ольга Петровна
Просмотров: 9004 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1 основы православной културы  
0
:(

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com