Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Тесты [31]
Экзамены [14]
Сочинение [24]
Изложение [11]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Экзамены » Экзамены

Самостоятельные и служебные части речи-2

Самостоятельная работа. Дата: 17 января 2009. Вариант №2.

Задание A1.

     В каком предложении есть причастие?

    

    А. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин.

    Б. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами.

    В. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

    Г. Знаменита своими игрушками деревня Филимоново, расположенная под Тулой.

     1) А     2) Б     3) В     4) Г



Задание A2.

     Укажите верную характеристику слова ВПЕРЕДИ из предложения 1?
    1. По сравнению с этим плавучим дворцом неказистым уродцем кажется буксир, вечный труженик, толкающий впереди себя или ведущий за собой тяжело гружённые баржи.

    1) союз

    2) частица

    3) предлог

    4) наречие



Задание A3.

     У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

     А. За известную плату ямщицкими лошадьми мог пользоваться всякий, кому была в этом необходимость.

     Б. Таким образом, ямщики заменяли все разнообразные виды связи, которыми мы пользуемся теперь.

     В. На важнейших дорогах, соединявших Москву с границами обширных российских земель, раньше можно было встретить «ямы» — небольшие поселки, стоявшие на определенном расстоянии друг от друга.

     Г. В этих поселках жили ямщики, которые обязаны были держать упряжных лошадей.

     1) ПОЛЬЗУЕМСЯ — непереходный глагол в форме настоящего времени.

     2) ВСЯКИЙ — определительное местоимение.

     3) (НА) ДОРОГАХ — существительное в форме множественного числа, предложного падежа.

     4) УПРЯЖНЫХ — качественное прилагательное.



Задание A4.

     В каком предложении есть действительное причастие?

    А.Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.

    Б.Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.

    В.Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день.

    Г.В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружева травы, окрашенной росой.

    1) А

    2) Б

    3) В

    4) Г



Задание A5.

     Какой частью речи является слово ГДЕ в предложении Г?

    

    А. День начался с того, что ее хозяин надел шапку и окликнул Каштанку.

    Б. Каштанка отлично помнила, как она провела день и попала на этот незнакомый тротуар.

    В. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично.

    Г. Она вышла из-под верстака, где спала на пахучих стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином.

     1) местоимение     2) союз     3) наречие     4) частица



Задание A6.

     Какой частью речи является слово ТОЖЕ в предложении А?

    A. Люди жили уже не родовыми племенами, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже.

    Б. В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы.

    B. Время шло, жизнь становилась сложнее.

    Г. Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться.

1) местоимением;   2) наречием;   3) союзом;   4) частицей;  



Задание A7.

     В каком предложении есть полное причастие?

    

    А. Без их изображения не обходится ни один путеводитель по Москве.

    Б. Есть несколько олицетворений Москвы: бронзовая четверка несущихся коней на Большом театре или Останкинская башня.

    В. Но, пожалуй, более известны такие долгожители, как Царь-колокол и Царь-пушка.

    Г. Именно так в народной речи принято именовать всё необыкновенное: царь-рыба, царь-дерево, царь-девица.

     1) А         2) Б         3) В         4) Г



Задание A8.

     В каком(-их) предложении(-ях) есть причастие(-я)?

    А.Читательские оценки современников, как свидетельствуют факты, не всегда совпадают с мнениями потомков.

    Б.…, М.А. Дмитриев в своей книге воспоминаний писал об одном из представителей московского Парнаса: «Кому не было известно имя князя Шаликова? Гоголь, которого талант был так силён и живописен, никогда не пользовался такой известностью».

    В.Теперь имя П.И. Шаликова, поэта-сентименталиста, почти забыто.

    Г.Его узнавали на улицах, в прогулках по Тверскому бульвару его всегда сопровождали толпы поклон-ников и поклонниц.

    1) А

    2) Б

    3) В

    4) Б,В



Задание A9.

     Какой частью речи является слово ВДАЛИ в предложении Г?

    

    А. Проложенные высоко в горах, они хорошо оборудованы, и машины день и ночь движутся по этой асфальтированной трассе.

    Б. Наполненный грузом и людьми транспорт взбирается на высокие перевалы и спускается в глубокие долины, зарастающие высокой травой.

    В. Путешественника, отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги.

    Г. Вдали виднеются вершины покрытых снегом высоких хребтов.

     1) наречие     2) предлог     3) существительное с предлогом



Задание A10.

     Укажите верную характеристику слова ПОЭТОМУ (предложение 5).
    (5)Именно поэтому островам дали такое название: «асореш» по-португальски «ястребы».

    1) наречие

    2) союз

    3) прилагательное

    4) частица



Задание B1.

    Из предложения 7 выпишите подчинительные союзы в том же порядке, в котором они стоят там, через запятую и пробел, с маленькой буквы; двойной союз пишите через тире с пробелами с обеих сторон.

    (7)И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.



Задание B2.

    Из предложений 3 — 8 выпишите (с маленькой буквы) деепричастие.

    (3) Обыватель и мещанин — в какой-то степени синонимы: в обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность его представлений.

    (4) Обыватель — явление всемирное. (5) Оно встречается во всех классах и нациях. (6) Английский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтер нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.

    (7) Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами. (8) Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей, кроме них у него ничего нет.



Задание B3.

    Из предложения 6 выпишите междометие (с маленькой буквы).

    (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!).



Задание B4.

    Среди предложений 4 — 7 найдите такое, в котором употребляется повелительное наклонение глагола. Напишите номер этого предложения.

    (4) Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. (5) Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. (6) Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться. (7) Они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.



Задание B5.
     Из предложений 1–6 выпишите определительное местоимение.


     (1)Есть такая передача «Умники и умницы». (2)Чудо какие школьники! (3)Только не очень грамотные. (4)В ходе первого орфографического теста наша будущая интеллектуальная элита часто допускает ошибки. (5)Почему? (6)Всё чаще сегодня возлагают вину на электронные средства коммуникации, столь популярные у молодых.

Задание B6.

    Среди предложений 9 — 15 найдите такое, в котором употребляется условное наклонение глагола. Напишите номер этого предложения.

    (9) Писал в него от полноты чувств, от постоянной душевной бодрости, а может, просто возбужденное сердце требовало действия, каких-то слов и признаний, иначе бы оно совсем переполнилось, разорвало бы грудь и улетело.

    (10) В ночные часы я открывал свой дневник. (11) Сколько здесь накопилось!.. (12) По всем страницам разливались, как реки в половодье, разные монологи, признания, были здесь описания и моего первого любовного чувства, всех мук при этом израненной робкой души…

    (13) Можно подумать, что сейчас посмеиваюсь над всем этим. (14) Нет, не посмеиваюсь, конечно. (15) Наоборот, возьму в руки тетрадку – и грустно станет, и горло перехватит: неужели так было, неужели прошло?..



Задание B7.

    Из предложений 12 — 15 выпишите (с маленькой буквы) причастие.

    (12) Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. (13) Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

    (14) Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

    (15) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.



Задание B8.
     Из предложений 23–25 выпишите все частицы. Запишите их в том же порядке, в котором они стоят в тексте, через запятую и пробел.


     23)У русскоговорящих людей, живущих в России или разъехавшихся по всему миру, язык — единственное общее наследие. (24)В этом смысле именно общая речь оказывается тем, что связывает нас в единую нацию. (25)Не ищите общности на каких-то политических платформах или в культурных программах — здесь нас разделяют возраст, воспитание, место жительства, вкусы и т.д.

Задание B9.
     Из предложений 2–5 выпишите наречия. Запишите их в том же порядке, в котором они стоят в тексте, через запятую и пробел.


     (2)Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы... (3)Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. (4)Я сижу, забившись в угол, а в голове все звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы... (5)И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома.

Задание B10.

    Из предложений 9–14 выпишите краткие страдательные причастия (в той последовательности, в которой они идут в тексте, через запятую и пробел).

    (9)Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все непохожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. (10)Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души. (11)Но есть страсти, которых избранье не от человека. (12)Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему отклониться от них. (13)Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, не умолкающее во всю жизнь. (14)Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе или пронестись светлым явлением, возрадующим мир,— одинаково вызваны они для неведомого блага.

 

Категория: Экзамены | Добавил: pazdnik (17/01/2011)
Просмотров: 3987 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com