Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: о чём говорится в данном тексте? Определите его тему. Озаглавьте текст.
Имейте в виду!
Формулирование темы исходного текста и заголовка к нему - первый шаг в работе по написанию сочинения. Следует помнить, что тема - это предметное содержание речевого произведения; именно она делает текст цельной композицией, а не простым набором предложений. При определении темы важно выделить самое главное в содержании текста и не принять второстепенное за главное. Как же правильно определить тему?
Прежде всего, следует прочитать текст очень внимательно.
Далее, нужно рассмотреть каждую смысловую часть текста, то есть каждый абзац, с целью выявления в нём главной мысли и ключевого слова или ключевых слов. Вероятно, что те слова, которые настойчиво повторяются в тексте, в первую очередь и формируют его тему, а вслед за тем - и проблему.
Кроме того, желательно определить также стиль текста: научный, публицистический, официально-деловой или художественный. При этом следует знать, что в художественном стиле точка зрения автора, идея текста, выражается, как правило, неявно, что требует интерпретации подтекста художественного произведения. В других же стилях позиция автора выражается более открыто - мы можем её найти в предметном содержании текста. Следовательно, после первого прочтения текста постарайтесь определить его функциональный стиль. Наконец, придумайте заголовок к тексту. Именно название лучше всего выражает его тему. Помните, что правильное определение темы позволит вам без труда сформулировать его основную проблему, то есть вопрос, требующий разрешения и допускающий неоднозначные трактовки. Например, если тема текста - достоинство человека, то проблемой может быть вопрос: как сохранить достоинство личности в трудных ситуациях жизни?
Итак, читайте текст внимательно, ищите тематические, ключевые слова, определяйте тему, формулируйте название.
Текст
Много лет назад, ещё до образования общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: " нет, мы будем заботиться только о русских памятников".- "Почему?" мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?"
Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь. Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.
Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.
Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!
А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска, Петрозаводска, Вильнюса, Риги...
Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.
Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.
(По Д.С. Лихачеву)
Задание 2. Прочитанный текст разделён на абзацы, значит, следует принять их за смысловые части. Подумайте, о чём говорится в каждой смысловой части.
Задание 3. Прочитайте назывной план текста. Устно раскройте содержание каждого пункта плана.
Имейте в виду!
Составление плана исходного текста - чрезвычайно важное подготовительное упражнение для написания сочинения. Назывной план обычно строится из безглагольных конструкций - опорных номинативных словосочетаний. План имеет целью обозначить смысловые вехи текста и готовит почву для его анализа и последующего комментирования. За смысловую веху обычно принимается информационный блок текста, соответствующий абзацу или группе абзацев, характеризующийся содержательным единством. Если у вас есть назывной план, значит, вы имеете вехи, опираясь на которые можно передать текст своими словами сокращённо, можно создать рецензию - критический анализ текста, можно написать собственные размышления по поводу этого текста - эссе. Таким образом, план систематизирует наши представления о содержании исходного текста, дисциплинирует наши мысли и дальнейшие действия с данным текстом, делая их более обоснованными.
План
1. Культурный долг России.
2. Сила благотворительности.
3. Обогащение русской культуры другими культурами.
4. Обогащение русской науки участием в ней разных национальных школ.
5. Патриотизм и национализм.
Задание 4. Переделайте назывной план в вопросный. Это поможет вам представить смысловую веху исходного текста как вопрос, на который вы должны дать ответ. Отвечайте на вопросы своими словами.
На этапе подготовки к написанию сочинения весьма полезно практиковаться в составлении вопросных планов. Вопрос - это всегда формулировка некоторой проблемы. Суммирование всех смысловых вопросов к тексту позволит грамотно выделить и сформулировать общий вопрос, то есть основную проблему текста. Кроме того, практика постановки вопросов к тексту - это практика выявления смысла его композиционных частей, помогающая интерпретировать текст адекватно замыслу автора.
Разумеется, постановка вопросов к тексту - это прежде всего постановка вопросов, обращенных к себе, то есть попытка разобраться, почему автор именно так излагает данную тему, почему приводит именно такие факты, примеры и т.д. В связи с этим техника постановки вопросов очень важна для развития способностей интерпретировать текст и впоследствии создавать сочинение.
План
1. В чём состоит культурный долг России по отношению к другим народам?
2. Чем хороша благотворительность?
3. Обогащалась ли русская культура культурой других народов?
4. Обогащалась ли наука участием в ней разных национальных школ?
5. Что такое истинный патриотизм и чему он противостоит?
Задание 5. Ещё раз обратитесь к вопросному плану. Подумайте, какой вопрос или вопросы в наибольшей степени обобщают содержание текста. Какой вопрос можно поставить к содержанию всего текста? Иными словами, какие вопросы или вопрос можно использовать для формулирования проблемы текста?
Имейте в виду! Проблема текста, которая должна быть сформулирована вами в начале сочинения, может быть организована разными способами.
Во-первых, она может быть сформулирована на основе введения проблемных вопросов. В этом случае вопросный план будет особенно полезен для вас. Как правило, двух-трёх проблемных вопросов бывает достаточно, чтобы сформировать основную проблему текста, и выглядеть начальная часть сочинения будет приблизительно следующим образом:
Что такое истинный патриотизм? Чем он отличается от национализма? Как происходит обогащение национальной культуры и науки? Над этими вопросами размышляет известный российский филолог и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Другой способ изложения проблемы текста - позитивное утверждение того, о чём размышляет автор текста, какую проблему он ставит. Текст, вводящий в сочинение данную смысловую часть, может выглядеть приблизительно следующим образом:
Известный учёный-филолог и видный общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачёв ставит проблему патриотизма как участия граждан в жизни своей культуры и других сопредельных культур.
При этом вы можете воспользоваться следующими речевыми формулами-клише, при помощи которых проблема вводится в текст. Например:
В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему
(ч е г о?) ставит вопрос (о ч ё м?)______________________________________
Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему:____________
В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (ч е г о?)_________________________
В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (ч е г о?)___________
В тексте (к о г о?) в центре внимания находится проблема (ч е г о?) _
Задание 6. Сформулируйте проблему исходного текста и запишите первую, вводную часть вашего сочинения.
При этом помните, что в начале работы желательно указать имя автора и его инициалы, а также не забыть о словах — великий, известный, знаменитый и т.д., подчёркивающих общественные заслуги автора. Если же автор для вас — человек неизвестный, то следует назвать его фамилию и инициалы без прибавления указанных эпитетов.
Напишите несколько вариантов формулирования проблемы и сравните с вариантами, предложенными в ключе. Выберите один наилучший вариант и включите его в своё сочинение. Если вы сделали это, вы написали часть работы, соответствующую критерию К1.
В случае затруднения при выполнении данного задания обратитесь сначала к ключу, а затем попробуйте сформулировать проблему текста самостоятельно.
Задание 7. Обратитесь к одному из планов (задания 3 и 4) и раскройте письменно каждый его пункт в одном или двух предложениях. При этом заботьтесь о том, чтобы каждое предложение, составленное вами, представляло собой законченную, грамматически правильную конструкцию.
Имейте в виду! Составляя конспект исходного текста на основе одного из планов, заботьтесь о том, чтобы каждая фраза была самостоятельной, вашей фразой, а не переписанной из авторского текста-источника. Для этого вам нужно произвести ряд синонимических замен в исходном тексте. Например:
Фраза из исходного текста:
Разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?
Перефразированная мысль:
Культурный долг России по отношению к малым народам состоит в том, чтобы помочь этим народам сохранить и обогатить их культуру.
Сравните написанный вами текст с тем, который предложен в ключе.
Задание 8. Если вы справились с заданием 7, то у вас получилось краткое изложение основных положений текста, то есть то, что необходимо иметь для создания комментария к тексту. Для того чтобы удовлетворить второму критерию оценки сочинения - К2, необходимо включить в изложение текста так называемые аналитические структуры. К числу таких структур относятся, например, следующие обороты речи:
Автор полагает, что____________________________________________
Он убеждён в том, что__________________________________________
В тексте подчёркивается, что____________________________________
Кроме того, автор утверждает, что ___________________________ '
Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что _________________
Соедините написанные вами предложения, раскрывающие план, с аналитическими структурами. Запишите полученный комментарий текста.
Задание 9. Сформулируйте главную мысль текста. Постарайтесь сделать так, чтобы она являлась ответом на проблемный вопрос, заявленный вами в первом тезисе вашего сочинения. При этом главная мысль может и не быть прямым ответом на проблемный вопрос, но косвенно она обязательно должна перекликаться с проблемой текста.
При формулировке главной мысли можно воспользоваться следующими оборотами речи, которые используются для изъяснения главной мысли:
Главная мысль текста состоит в том, что
Автор считает, что
Мысль автора состоит в том, что
Идея текста заключается в том, что
Автор утверждает, что
По мысли автора,
Если вы выразили главную мысль корректно, значит, ваше сочинение по критерию К3 положительно.
Имейте в виду! При работе над сочинением не просто комментируете текст, а комментируете выявленную проблему; именно в аспекте этой проблемы вы должны сформулировать и позицию автора. Старайтесь не фантазировать при комментировании текста и не делать фактических ошибок при формулировании точки зрения автора текста.
Сравните свою формулировку главной мысли данного текста с формулировками, предложенными в ключе.
Задание 10. Оформите «переход» от первой части сочинения - описания исходного текста - ко второй, аргументирующей, части сочинения.
Первая часть вашего сочинения представляет собой изложение проблемы, её комментарий, а также формулирование главной мысли исходного текста.
Вторая часть сочинения — выражение ваших собственных мыслей по поводу проблемы исходного текста. После того как вы сформулировали позицию автора текста, вам следует согласиться или вежливо не согласиться с автором. Иными словами, вы должны поддержать или не поддержать авторскую точку зрения, присоединиться к автору либо не присоединиться к нему.
Выражение отношения к авторской точке зрения будет являться переходом ко второй части сочинения, в которой вы будете аргументировать свою (уже не авторскую!) позицию по поводу проблемы, содержащейся в тексте.
|