Часть 1
Задания А1—А5
Расставь, где нужно, недостающие знаки препинания. Отметь правильный ответ.
А1. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.
2) Вдруг вдали показалась не то рыбачья лодка не то шлюпка с какого-то корабля.
3) Море и ветер внезапно утихли.
4) Моряки как на кораблике так и в лодке почувствовали себя лучше но ещё долго не верили в своё спасение.
А2. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Чайки кружились над пароходом и хватали из рук пассажиров белый и чёрный хлеб.
2) Птицы подлетали совсем близко и пронзительно кричали а иногда даже садились на протянутую руку.
3) Как пассажиры так и матросы забавлялись поведением птиц.
4) С верхней палубы доносились и смех и детские голоса и весёлые возгласы взрослых.
A3. Укажи правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
Не только прибрежный песок (1) но и гранит набережной (2) и скамейки были мокрыми из-за (3) бушевавшего целый день (4) шторма (5) принёсшего столько бед (6) и утихшего лишь к ночи.
1)1,5 3)1,2,3,4,5
2)1,2,5 4)1,5,6
А4. Укажи правильное утверждение о пунктуации в данном ниже предложении.
Лебеди и утки вернулись на озеро ( ) и начали вить новые или восстанавливать старые гнёзда.
1) Предложение простое с однородными членами; перед союзом и нужна запятая.
2) Предложение простое с однородными членами; перед союзом и не нужна запятая.
3) Предложение сложносочинённое; перед союзом и не нужна запятая.
4) Предложение сложносочинённое; перед союзом и нужна запятая.
А5. Укажи предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ожившие растения: деревья, кусты, трава выглядели уже совсем по-весеннему.
2) В лучах апрельского солнца ярко блестели все привычные предметы: и вазочки, и кувшин, и кастрюльки, и даже старая сковородка.
3) Малыши то с визгом носились по двору, то шлёпали по лужам, то пускали в плавание бумажные кораблики - словом, наслаждались жизнью.
4) Свет солнца и сверкание стёкол, весёлый детский крик и беготня, ласковый шум ветра и шелест деревьев — всё говорило о приходе весны.
Прочитай текст и выполни задания А6 и В1- В4.
(1)Ношение бород и усов в России со времён Петра Первого строго регламентировалось. (2)Пётр разрешил оставить бороду только крестьянам, мещанам, купцам и духовенству. (З)Всем остальным велено было бороду брить. (4)Этот указ очень долго оставался в силе.
(5)Среди военных усы до 1832 года могли носить только гусары и уланы. (6)В 1837 году царь Николай Первый запретил чиновникам носить не только бороду, но и усы.
(7)Александр Второй смягчил законы, однако позволил чиновникам носить лишь бакенбарды, которыми щеголял и сам император. (8)С 1880 года бороды и усы разрешили носить и чиновникам, и офицерам, и солдатам. (9)Правда, в некоторых полках были на этот счёт свои правила. (Ю)Слугам ношение бород и усов возбранялось. (П)Исключение делалось как для кучеров, так и для дворников.
(По книге Ю.А.Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века»)
А6. Определи тип (типы) речи в данном тексте.
1) повествование
2) описание
3) повествование и рассуждение
4) рассуждение
Часть 2
В1. Из предложения 1 выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В2. Найди в тексте предложения с однородными членами. Напиши их номера.
В3. Какая группа сочинительных союзов отсутствует в данном тексте?
В4. Какие члены предложения являются однородными в предложении 8? (Назвать, но не перечислять.)
|