Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Программы

Развитие социально-активной личности в условиях современной школы

                                             Автор: Паздникова Ольга Петровна,

                                                 заместитель директора по ВР

                                             Муниципальное общеобразовательное                              

                                             учреждение: Харанорская средняя

                                             общеобразовательная школа № 40

                                             Борзинский  район Забайкальский край

 

Необходимо умение правильно организовать работу по социальному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей, что будет  способствовать социальной адаптации выпускников в обществе.
Новизна нашего опыта выражается в комбинации известных воспитательных методик, технологий, форм в организации деятельности детского общественного объединения, направленной на воспитание творческой социально-активной личности.

Начальным этапом создания детского школьного объединения в нашей школе можно считать разработку проекта воспитательной деятельности «Мы вместе», которая завершилась в 2011 году.

«Мы вместе» – долгосрочный культурно-образовательный проект, позволяющий объединить усилия педагогического коллектива МОУ Харанорская СОШ № 40, родительского сообщества и социума по воспитанию ученика как социально адаптированной, коммуникабельной, творческой и умеющей работать в команде личности.

Участие в проекте началось с совместного участия педагогов, родителей и учащихся в массовых мероприятиях, что в дальнейшем должно было привести  (и, забегая вперед, привело) к совместной деятельности по решению проблем.

Все участники образовательного процесса становятся потенциальными участниками мероприятий спортивного, творческого, интеллектуального, социального направлений, проводимых в рамках проекта в течение учебного года. При этом формы работы являются прежними, просто в их основу положен системно-деятельностный подход. Любая деятельность может быть успешной, если вызовет в душах детей эмоциональный отклик. Появление у подростков интереса, достижение ими успеха в том или ином виде деятельности будет способствовать не только раскрытию и развитию определенных способностей, но и их самоопределению. 

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
  • Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный осенний спортивный праздник, театральные постановки и т.п.).
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета школы, родительского комитета и др.; активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в поселке и т.п.

В школе традиционно в 4 неделю сентября проводится Спортивный праздник, позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.  Праздник организуется в спортивном зале школы для учащихся младшего звена и их родителей, а также в здании ДЮСШ №1. Данная форма работы позволяет также учителям, детям и родителям ближе познакомиться в неформальной обстановке. Старшеклассники набирают себе спортивные команды таким образом, чтобы в них присутствовали школьники 5-6 классов, 7-8 классов и родители. Так формируются разновозрастные команды, в которых родители чувствуют себя полноправными участниками. Педагоги школы создают свою команду, чтобы составить здоровую конкуренцию родителям и детям. 

«Мы вместе» является своеобразным пропуском в мир игры, соревнований, интеллектуальных открытий, настоящей дружбы. Пока ребенок – ученик, учеба и творчество – его основной труд. Любой труд заслуживает поощрения. Поэтому практически каждый участник проекта имеет возможность получить заслуженную награду за свою работу ученика, творца, созидателя: как участник и как призер заявленных номинаций проекта, а также как индивидуальный носитель определенных способностей и талантов.

  То есть, назрела необходимость создания нового детского объединения, которое должно   предоставить возможность детям  активно участвовать в разных видах деятельности, тем самым обеспечивая включение ребенка в социальные отношения  с окружающими и возможность общения, как со сверстниками, так и со старшими товарищами. Такое общение должно было стать  полноценным фактором развития творческих способностей и реализации интересов детей.

 

С 1 сентября 2012 года в МОУ Харанорская СОШ №40 успешно начало свою работу детское общественное объединение «Большая школьная семья», которое объединило учащихся всей школы. В основу работы объединения положен главный принцип – СОБЫТИЙНОСТЬ школьной жизни
Основа события - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Участниками объединения являются все дети и взрослые. Деятельность объединения включает в себя занятия в школе, спортивные и досуговые мероприятия, работу в органах самоуправления.

Программа деятельности подобного объединения разработана в МОУ: Калманская СОШ на основе идей и материалов ВДЦ «Океан», программы «Маленькая страна» (автор Горбачев С.А.), программы «Шоу-мастер» (автор Марзоева Э.В.), программы «Бизнес-экспресс» (авторы Марзоева Э.В., Марзоев Р.В.)

Попытаемся описать опыт работы.

Каждый класс – семья. Семья, имеющая свою фамилию. Школа – большая семья, в которую входят все семейные кланы-классы. Данная игра как нельзя лучше способствует социализации школьников в сфере семейных отношений, взаимоотношений между сверстниками, в сфере выстраивания отношений между людьми разных возрастов и социальных категорий, в сфере профессионального самоопределения; помогает приобрести опыт работы в команде, способствует проявлению собственных способностей и осознания личных возможностей.

В ходе осуществления программы используются все виды деятельности, соответствующие логике развития программы: учебная, игровая, организаторская, досуговая, трудовая, спортивная, аналитическая, художественно-эстетическая, нравственно-этическая.                              

В случае успешной реализации всех вышеназванных видов деятельности, каждый может найти занятие по душе, а также способ самореализации.

Для организации работы классов-семейств формируются органы самоуправления, состоящие из советников. Главные советники и те, кто желает, составляют школьный совет управления.

Существует круг традиционных дел, которые охватывают все школьные семейки. Попытаемся дать описание некоторых из них.

2 сентября вся школа отправляется в поход. Во время движения семья должна выполнить квест. Каждый год он тематически разный. Он может быть туристическим, экономическим, спортивным и просто веселым. Подобное мероприятие, в котором участвуют все: ученики, родители, педагоги – обязательно становится одной из наиболее ярких страниц учебного года. Кроме того, он способствует сплочению коллектива: как большого (в рамках школы), так и малого (в рамках класса). Сами задания также подбираются с определенной целью. Цель эта может, например, заключаться в повышении уровня экономической грамотности детей. Попутно решаются задачи социализации школьников: они должны рассчитать семейный бюджет на месяц, суметь найти дополнительные источники финансирования, разобраться в документах, заключить контракт с банком. Кто-то успешен в деятельности, но при этом не сумел разглядеть признаки ненадежности банка, в который вложил средства – и «прогорел». Кто-то, наоборот, сумел малые сбережения значительно увеличить, сотрудничая с банком. Так дети знакомятся в рамках игры с реалиями современной жизни.

На вторую субботу сентября приходится школьная ярмарка. За несколько дней до нее развешены объявления, и жители поселка с нетерпением ожидают праздника. С утра школьный двор перегодили торговые ряды. У каждого класса – свое торговое место. Оно обязательно украшено, рядом – корзины для мусора. За прилавком – дети. В костюме представителей торговой компании каждой семьи обязательно присутствует отличительный признак: фартук, головной убор, ленты и т.д. Это изначально привносит праздничную атмосферу в событие. Не остаются в стороне и родители. Они помогают готовить товар, зачастую (особенно в младших классах) стоят за прилавками, работают зазывалами и т.д. А покупатели приходят со всего поселка: на школьной ярмарке можно недорого приобрести овощи, заготовки на зиму, учебники и многое другое. Часть денег, заработанных семьей, идет в фонд школы, остальное – на нужды класса. По итогам игры вывешивается так называемый «Экран участия». Нет нужды говорить о том, что дети в ходе такой игры приобретают многие важные качества, которые в скором будущем потребует от них жизнь.

Каждая третья суббота сентября – это обязательный спортивный праздник, о котором уже говорилось выше. Можно добавить, что это яркое и красочное зрелище, когда колонна школьников с лозунгами и флагами, скандируя речевки, через весь поселок идет на стадион. Равнодушных к этому зрелищу нет. На стадионе спортсменов встречают Зевс и олимпийские боги. Это – обязательная часть ежегодного церемониала. Спотивный праздник – это и пропаганда идей олимпийского движения, и воспитания соревнования, здоровой конкуренции, формирование навыка работать в команде и др.

В этом учебном году нами опробована совершенно новая форма работы – Чемпионат по чтению вслух «Открой рот», участниками которого становятся ученики, учителя и, конечно же, родители.

            Помимо этого важной составляющей нашей деятельности являются мероприятия социально значимого характера: организацию и проведение акций социальной, экологической направленности,  создание во внутреннем дворике школы Аллеи Памяти. Регулярно осуществляются экологические десанты. Оказывается помощь детям из малообеспеченных семей. Пропагандируется здоровый образ жизни.

Но нельзя считать, что только в рамках детского общественного объединения можно успешно решать проблемы социализации детей. Дети должны «примеривать» на себя многие роли из взрослой жизни. Задача взрослых – подсказать им нужное направление, помочь им в их начинании. Одним из примеров средства успешной социализации в нашем учебном заведении мы можем назвать школьный пресс-центр.

На сегодняшний день структура школьного пресс-центра выгляди примерно так: газета «Звонок», газета «Молодежный десант», Радиоцентр, Dj-служба,  Киновидеоцентр, Стенд сменной информации. В настоящее время возникла необходимость в человеке, который будет отвечать за работу всех направлений сразу. Мы не устраивали выборов, не спорили и не горячились – настоящий лидер должен найтись сам. Он незаметно заполнит собой и собственной деятельность возникшую нишу. Так и получилось – человек найден, это ученица 10 А класса.

Так, создавая школьную газету, мы создали в школе коллектив, способный самостоятельно организовывать свою деятельность, в том числе и социально значимую.

Таким образом, социальная адаптация школьников у нас происходит в нескольких направлениях: через досуговую деятельность и деятельность, совместную с родителями и педагогами; через деятельность школьного объединения «Большая школьная семья», через работу школьного пресс-центра и др.

            Надеемся, что наш опыт будет интересен заместителям директора по воспитательной работе, педагогам - организаторам, творческим педагогам, желающим проявить инициативу в   непростом деле воспитания подрастающего поколения.   

Категория: Программы | Добавил: pazdnik (07/11/2015)
Просмотров: 736 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com