Самостоятельная работа.
Дата: 17 января 2009. Вариант №1.
Задание A1.
Укажите номер предложения, где употреблено прилагательное в форме простой
превосходной степени.
(1) По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он
узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и
трогательное существо, малоизвестное за границей.
(2) Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с
почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком,
преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что
дельное. (3) Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского
учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
(4) Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни
социал-демократами, ни будущими большевиками. (5) Важно, что типичный чеховский
герой — неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя
бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6) Все чеховские рассказы —
это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на
звезды. (7) Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних,
не тех, кто рядом, а дальних. (8) Страдания негров в чужой стране, китайского
кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи
соседа или несчастья жены. (9) Такие люди могли мечтать, но не могли править.
(10) Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны;
но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить
такой человеческий тип. (11) Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не
могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного
самоотречения, духовной чистоты, — это обещание лучшего будущего для всего
мира. (В.В. Набоков)
Задание A2.
У какого слова неправильно определены грамматические признаки?
А.
Феодалы — владельцы средневековых замков — часто воевали друг с другом.
Б.
В случае опасности стража поднимала мост, и тогда крепость становилась
действительно неприступной.
В.
Для более надежной защиты, они окружали свои владения высокой стеной и рвом с
водой.
Г.
Для того чтобы попасть в такую крепость, надо было миновать единственные
ворота, у которых через ров был перекинут подъемный мост.
1) ВЛАДЕНИЯ — существительное в форме винительного падежа.
2)
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ — подчинительный союз со значением причины.
3)
ПЕРЕКИНУТ — краткое страдательное причастие прошедшего времени.
4)
БОЛЕЕ НАДЕЖНОЙ — прилагательное в форме составной сравнительной степени.
Задание A3.
Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.
(1)... (2)Но мне кажется, что материальная обеспеченность не
связана с уровнем морали никаким образом и моральный облик человека зависит от
воспитания. (3)Тургенев был очень богат, Толстой был графом, Диккенс не
бедствовал; с другой стороны, Бетховен и Рембрандт умерли в бедности. (4) Как
купца Третьякова или богача Савву Мамонтова нельзя упрекнуть в аморальном
поведении, так и нищих писателей Александра Грина или Велимира Хлебникова
трудно в этом заподозрить. (5)Бывают бедные жулики и обеспеченные люди
образцового поведения, так же как богатые подлецы и бедняки, исполненные благородства.
(6)... моральный облик человека зависит от его воспитания, качество же
воспитания зависит от культуры, умения и моральных принципов воспитателей.
1)
5
2)
4
3)
3
4)
2
Задание A4.
Какая характеристика соответствует слову КОГДА (предложение 1)?
1. Только бы это научился замечать каждый из нас, и ясно
станет, что хорошо бывает только тогда, когда в душе горит любовь к людям.
1)
местоимение
2)
наречие
3)
союз
4)
краткое причастие
Задание A5.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из (предложение
3) текста.
(3)Затем с помощью второго закона Ньютона рассчитывали
ускорение, с коим планета движется вокруг Солнца.
1)
производный предлог
2)
местоимение
3)
наречие
4)
прилагательное
Задание A6.
В каком(-их) предложении(-ях) есть действительное(-ые) причастие(-я)?
(1)Одной из больших потерь своей жизни я считаю то
обстоятельство, что никогда не видел и не слышал Блока. (2)Я не слышал Блока,
не знаю, как он читал стихи, но я верю поэту Пясту, написавшему маленькое
исследование об этом. (3)Тембр голоса у Блока был глухой, отдалённый,
равномерно спокойный. (4)… (5)Было в нём нечто магическое, настойчивое, как гул
долго не затихающей струны. (6)…
1)
1, 3
2)
3, 5
3)
2, 3
4)
2, 5
Задание A7.
У какого слова неправильно определены грамматические признаки?
А.
Есть люди, которым такое обилие природных даров идет во вред.
Б.
Он занимался живописью, скульптурой, изучал в Германии философию, потом
принялся за литературу.
В.
Пастернак сумел из всего извлечь нужное, и в стихах он использовал и знания
музыканта, и глаз художника, и культуру философа.
Г.
Сын известного художника, Пастернак перепробовал чуть ли не все виды искусства.
1) Извлечь — глагол в неопределенной форме.
2)
Нужное — качественное прилагательное в форме винительного падежа.
3)
Которым — определительное местоимение в форме множественного числа.
4)
Знания — существительное в форме именительного падежа.
Задание A8.
В каком предложении есть действительное причастие?
А.Доброе
солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
Б.Волны
моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы
своему королю.
В.Самое
лучшее в мире – смотреть, как рождается день.
Г.В
небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор,
в кружева травы, окрашенной росой.
1)
А
2)
Б
3)
В
4)
Г
Задание A9.
Какой частью речи является слово КАК в предложении Г?
A.
A. Но смерть не приходила.
Б.
Б. Хотя душой мадам умерла еще в детстве, она дожила, к несчастью, до глубокой,
глубокой старости.
B.
B. Поскольку здесь мы расстаемся с мадам Гайяр, да и позже уже не встретимся с
нею, опишем в нескольких фразах ее последние дни.
Г.
Г. В лето от Рождества Христова 1782-го, на семидесятом году жизни, она
оставила свое ремесло, купила, как и намеревалась, ренту, сидела в своем
домишке и ожидала смерти.
1) местоимением; 2) наречием; 3)
союзом; 4) частицей;
|
Задание A10.
Какой частью речи является слово ТОЖЕ в предложении А?
A.
Люди жили уже не родовыми племенами, а городами и государствами, общих дел
стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже.
Б.
В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы.
B.
Время шло, жизнь становилась сложнее.
Г.
Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь
все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с
ними сообща управляться.
1) местоимением; 2) наречием; 3)
союзом; 4) частицей;
|
Задание B1.
Из
предложений 12–15 выпишите (с маленькой буквы) прилагательное, употребленное в
функции существительного.
(12)
А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
(13)Как-то
давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета.
(14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не
воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая.
Задание B2.
Назовите
часть речи, к которой принадлежит слово ТОЖЕ в предложении 14. Запишите слово с
маленькой буквы.
(14)
Лермонтов — тоже художник.
Задание B3.
Из
предложений 13–15 выпишите прилагательное в форме сравнительной степени (с
маленькой буквы, в той форме, в которой оно стоит в тексте).
(13)Но
странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе.
(14)Одни места её заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, ещё
лучших местах и наконец о всём произведении. (15)Ещё и ещё перечитываешь его –
и чувствуешь внутри глубокие залежи.
Задание B4.
Среди
предложений 4 — 7 найдите такое, в котором употребляется повелительное
наклонение глагола. Напишите номер этого предложения.
(4)
Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг
друга. (5) Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит
сердце каждое грубое слово. (6) Больше того, многие думают, что речь и дана им
для того, чтобы нападать или защищаться. (7) Они не говорят, как люди, а вечно
воюют, как звери или как безумные.
Задание B5.
Из предложений 3–4 выпишите наречие степени
местоимённого происхождения.
(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я
думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства
– любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской
литературе, которую она так умело нам раскрывала. (4)Она почти каждый день
читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из
современной, чаще всего антифашистской литературы.
Задание B6.
Из
предложений 1 — 5 выпишите (с маленькой буквы) деепричастие.
(1)
Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит
телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и
от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая
свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы
повеселить соседей?
Задание B7.
Среди
предложений 5 — 8 найдите такое, в котором употреб-ляется повелительное
наклонение глагола. Напишите номер этого предложения.
(5)
Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения
наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.
(6)
Вы идете в парк, чтобы отдохнуть, без сопротивления отдаться впечатлениям,
подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (7)
Парк окружает вас со всех сторон. (8) Вы и парк обращены друг к другу: парк
открывает вам всё новые виды – поляны, аллеи, перспективы.
Задание B8.
К
какой части речи принадлежит слово ДАЖЕ из предложения 4? Запишите слово с
маленькой буквы.
(4)
Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и
видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни
смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а
только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем…
Задание B9.
Из
предложения 20 выпишите составной сочинительный союз (части этого союза следует
записать с маленькой буквы через дефис с пробелами с обеих сторон).
(20)
Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно
охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы
и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь —
цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие
уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.
Задание B10.
Из предложений 2–5 выпишите наречия. Запишите их
в том же порядке, в котором они стоят в тексте, через запятую и пробел.
(2)Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался
у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы... (3)Теперь зима; мороз
запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. (4)Я сижу, забившись в
угол, а в голове все звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы... (5)И
вижу я себя перед низким окном загородного русского дома.
|