Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Тесты [31]
Экзамены [14]
Сочинение [24]
Изложение [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Экзамены » Экзамены

Самостоятельные и служебные части речи-1

Самостоятельная работа. Дата: 17 января 2009. Вариант №1.

Задание A1.

     Укажите номер предложения, где употреблено прилагательное в форме простой превосходной степени.

     (1) По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

     (2) Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3) Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

     (4) Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5) Важно, что типичный чеховский герой — неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6) Все чеховские рассказы — это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды. (7) Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8) Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9) Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10) Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11) Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, — это обещание лучшего будущего для всего мира. (В.В. Набоков)

1) 1;   2) 2;   3) 8;   4) 9;  



Задание A2.

     У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

    

    А. Феодалы — владельцы средневековых замков — часто воевали друг с другом.

    Б. В случае опасности стража поднимала мост, и тогда крепость становилась действительно неприступной.

    В. Для более надежной защиты, они окружали свои владения высокой стеной и рвом с водой.

    Г. Для того чтобы попасть в такую крепость, надо было миновать единственные ворота, у которых через ров был перекинут подъемный мост.

     1) ВЛАДЕНИЯ — существительное в форме винительного падежа.

    2) ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ — подчинительный союз со значением причины.

    3) ПЕРЕКИНУТ — краткое страдательное причастие прошедшего времени.

    4) БОЛЕЕ НАДЕЖНОЙ — прилагательное в форме составной сравнительной степени.



Задание A3.

     Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.
    (1)... (2)Но мне кажется, что материальная обеспеченность не связана с уровнем морали никаким образом и моральный облик человека зависит от воспитания. (3)Тургенев был очень богат, Толстой был графом, Диккенс не бедствовал; с другой стороны, Бетховен и Рембрандт умерли в бедности. (4) Как купца Третьякова или богача Савву Мамонтова нельзя упрекнуть в аморальном поведении, так и нищих писателей Александра Грина или Велимира Хлебникова трудно в этом заподозрить. (5)Бывают бедные жулики и обеспеченные люди образцового поведения, так же как богатые подлецы и бедняки, исполненные благородства. (6)... моральный облик человека зависит от его воспитания, качество же воспитания зависит от культуры, умения и моральных принципов воспитателей.

    1) 5

    2) 4

    3) 3

    4) 2



Задание A4.

     Какая характеристика соответствует слову КОГДА (предложение 1)?
    1. Только бы это научился замечать каждый из нас, и ясно станет, что хорошо бывает только тогда, когда в душе горит любовь к людям.

    1) местоимение

    2) наречие

    3) союз

    4) краткое причастие



Задание A5.

     Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из (предложение 3) текста.
    (3)Затем с помощью второго закона Ньютона рассчитывали ускорение, с коим планета движется вокруг Солнца.

    1) производный предлог

    2) местоимение

    3) наречие

    4) прилагательное



Задание A6.

     В каком(-их) предложении(-ях) есть действительное(-ые) причастие(-я)?
    (1)Одной из больших потерь своей жизни я считаю то обстоятельство, что никогда не видел и не слышал Блока. (2)Я не слышал Блока, не знаю, как он читал стихи, но я верю поэту Пясту, написавшему маленькое исследование об этом. (3)Тембр голоса у Блока был глухой, отдалённый, равномерно спокойный. (4)… (5)Было в нём нечто магическое, настойчивое, как гул долго не затихающей струны.(6)…

    1) 1, 3

    2) 3, 5

    3) 2, 3

    4) 2, 5



Задание A7.

     У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

    

    А. Есть люди, которым такое обилие природных даров идет во вред.

    Б. Он занимался живописью, скульптурой, изучал в Германии философию, потом принялся за литературу.

    В. Пастернак сумел из всего извлечь нужное, и в стихах он использовал и знания музыканта, и глаз художника, и культуру философа.

    Г. Сын известного художника, Пастернак перепробовал чуть ли не все виды искусства.

     1) Извлечь — глагол в неопределенной форме.

    2) Нужное — качественное прилагательное в форме винительного падежа.

    3) Которым — определительное местоимение в форме множественного числа.

    4) Знания — существительное в форме именительного падежа.



Задание A8.

     В каком предложении есть действительное причастие?

    А.Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.

    Б.Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.

    В.Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день.

    Г.В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружева травы, окрашенной росой.

    1) А

    2) Б

    3) В

    4) Г



Задание A9.

     Какой частью речи является слово КАК в предложении Г?

    A. A. Но смерть не приходила.

    Б. Б. Хотя душой мадам умерла еще в детстве, она дожила, к несчастью, до глубокой, глубокой старости.

    B. B. Поскольку здесь мы расстаемся с мадам Гайяр, да и позже уже не встретимся с нею, опишем в нескольких фразах ее последние дни.

    Г. Г. В лето от Рождества Христова 1782-го, на семидесятом году жизни, она оставила свое ремесло, купила, как и намеревалась, ренту, сидела в своем домишке и ожидала смерти.

1) местоимением;   2) наречием;   3) союзом;   4) частицей;  



Задание A10.

     Какой частью речи является слово ТОЖЕ в предложении А?

    A. Люди жили уже не родовыми племенами, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже.

    Б. В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы.

    B. Время шло, жизнь становилась сложнее.

    Г. Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться.

1) местоимением;   2) наречием;   3) союзом;   4) частицей;  



Задание B1.

    Из предложений 12–15 выпишите (с маленькой буквы) прилагательное, употребленное в функции существительного.

    (12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

    (13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая.



Задание B2.

    Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ТОЖЕ в предложении 14. Запишите слово с маленькой буквы.

    (14) Лермонтов — тоже художник.


Задание B3.

    Из предложений 13–15 выпишите прилагательное в форме сравнительной степени (с маленькой буквы, в той форме, в которой оно стоит в тексте).

    (13)Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)Одни места её заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, ещё лучших местах и наконец о всём произведении. (15)Ещё и ещё перечитываешь его – и чувствуешь внутри глубокие залежи.



Задание B4.

    Среди предложений 4 — 7 найдите такое, в котором употребляется повелительное наклонение глагола. Напишите номер этого предложения.

    (4) Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. (5) Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. (6) Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться. (7) Они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.



Задание B5.
     Из предложений 3–4 выпишите наречие степени местоимённого происхождения.


     (3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала. (4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

Задание B6.

    Из предложений 1 — 5 выпишите (с маленькой буквы) деепричастие.

    (1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?



Задание B7.

    Среди предложений 5 — 8 найдите такое, в котором употреб-ляется повелительное наклонение глагола. Напишите номер этого предложения.

    (5) Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

    (6) Вы идете в парк, чтобы отдохнуть, без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (7) Парк окружает вас со всех сторон. (8) Вы и парк обращены друг к другу: парк открывает вам всё новые виды – поляны, аллеи, перспективы.



Задание B8.

    К какой части речи принадлежит слово ДАЖЕ из предложения 4? Запишите слово с маленькой буквы.

    (4) Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем…



Задание B9.

    Из предложения 20 выпишите составной сочинительный союз (части этого союза следует записать с маленькой буквы через дефис с пробелами с обеих сторон).

    (20) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.



Задание B10.
     Из предложений 2–5 выпишите наречия. Запишите их в том же порядке, в котором они стоят в тексте, через запятую и пробел.


     (2)Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы... (3)Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. (4)Я сижу, забившись в угол, а в голове все звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы... (5)И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома.

Категория: Экзамены | Добавил: pazdnik (17/01/2011)
Просмотров: 7012 | Рейтинг: 4.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com