Цели:
- познакомить с
произведениями Ю. Тынянова, его взглядом на исторический процесс;
- развивать навыки сопоставления
произведений разных авторов.
ХОД УРОКА
1. Краткая справка о жизни и творчестве Юрия Тынянова
2. Размышления о рассказе «Подпоручик Киже»
1) Краткий пересказ.
2) Беседа по вопросам.
? Почему один человек «исчез» из жизни, не умирая, а другой
появился неожиданно?
? Какую роль играет «бумага» в жизни человека? – Она решает
его судьбу.
Находим в тексте слова, говорящие о влиянии «бумаги» на жизнь людей.
«Он (Синюхаев) привык внимать словам приказов как особым словам,
не похожим на человеческую речь. Они имели не смысл, не значение, а собственную
жизнь и власть»
«Дело было не в том, исполнен приказ или не исполнен, Приказ как-то изменял
полки, улицы и людей, если даже его и не исполняли»
«Он ни разу не подумал, что в приказе ошибка. Напротив, ему показалось, что он
по ошибке, по оплошности жив»
? Только ли бумага влияет на жизнь людей в государстве?
? Что руководит поступками Павла? – Страх и гнев.
«И когда великий гнев становился великим страхом, начинала работать
канцелярия криминальных дел…»
? Чего боится император?
«…он не знал, верны ли они, и не знал, кого нужно опасаться»
«Кругом была измена и пустота»
? Как император «борется» с изменой?
«Он нашел секрет, как избыть их, – и ввел точность и совершенное
подчинение. Заработали канцелярии»
В рассказе автор показал характер государства, движущей силой которого является
страх.
Страх рождается из недоверия людям. Люди могут думать, не
соглашаться, предавать – поэтому, наверное, удобнее работать с бумагой. И роль
бумаги в государстве возрастает, заменяя живых людей, личности.
3. Краткий пересказ повести «Малолетний Витушишников»
? Каковы причины развития действия в этом произведении?
– настроение Николая,
– страх
Просматриваем еще раз поступки Николая. Делаем вывод, что он пытается
охватить все стороны жизни в государстве. Но это невозможно. Поэтому возникает
только видимость порядка. А для создания видимости можно и нужно кого-то
наказать (не особенно задумываясь, кого, и к чему это приведет, будет ли
результат, и какой результат ожидается), издать приказ и донести до окружающих
информацию о деяниях государя. В дело вступает бумага.
Размышляем о роли бумаги в жизни людей (и снова перед нами мнимая истина,
которая нужна государству для поддержания мнимой значимости и ложного величия).
? К чему ведет возрастание значимости бумаги в жизни? –
Отношение к людям равнодушно-казенное, уничтожается человеческое достоинство.
Желание помочь другому отступает перед страхом за собственную жизнь, карьеру.
4. В повести «Восковая персона» Тынянов обращается к Петровской
эпохе
Его интересует не время ломки старого, изменение жизни, он начинает повесть
с момента, когда Петр перестает быть «властелином судьбы».
? Что беспокоит умирающего Петра?
– Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и переживает свое
бессилие что-либо изменить.
? Какой сон снится ему? Какую ношу он тянет во сне? Что
означает «пустота» во сне Петра?
Обращаем внимание на человека, сидящего в каморке рядом с комнатой Петра.
«Генерал-фискал» ведет дела на знатнейших людей в государстве. Мы наблюдаем за
масштабами беззаконий, хищений, за развращением нравов. Мы понимаем: дело, ради
которого жил царь, застопорилось. Нет рядом продолжателей его начинаний.
? Но, может быть, жажда власти, борьба честолюбий, мир интриг
захватили только «верхушку», соратников Петра? Обратившись к петровской эпохе,
писатель начал повествование со смерти императора, сосредоточивая затем свое
внимание на жизни простых людей. Но жажда наживы, предательство и
доносительство охватили и народ. В повести рассказана история двух братьев –
Якова и Михаила. Яков оказывается в петровской кунсткамере, его продает брат;
затем Михаил доносит на мать, обоих пытают, потом отпускают, и они возвращаются
к дому, которого у них уже нет.
Повесть наводит на мысль о шаткости крутого поворота, который насильно совершил
Петр, который ломал обычаи, установившиеся в течение столетий, разрушал
нравственные законы.
? Что было главным оружием петровского государства? Страх. Да,
страх заставляет людей быть деятельными. Но всегда ли на пользу государству?
Вернемся к образу «генерала-фискала»: он «ведет» дела. Но эти дела на бумаге! И
третье произведение Тынянова наводит нас на мысль о мнимости движения жизни,
видимость порядка. Сильная личность, могущественная, уверена, что все формы
жизни можно распланировать, и процветание государства, счастье людей. Но
Тынянов на любом историческом материале упорно ставит проблему бессилия людей
перед ходом исторического процесса (в котором вечность, повторяемость событий),
бессмысленность действий личности.
? Почему повесть называется «Восковая персона»?
После смерти Петра художник Растрелли создает его восковое подобие, которое
может двигаться (вставать, когда к нему приближаются, поднимать руку). Фигура
вызывает страх, который был сильнейшим оружием петровского государства. Но
властвует фигура недолго: её ссылают в кунсткамеру.
5. Ознакомившись с рассказами и повестью Ю. Тынянова, мы можем
отметить, что в его произведениях центральный образ не человек, в центре его
раздумий – государство.
Каким мы видим государство в произведениях Тынянова?
- Движущая сила государства
во все времена – страх (государь действует под влиянием страха, опасаясь
измены; подчиненные, боясь наказания);
- Страх создает видимость
действия, поскольку цель действия – запугать или отвести угрозу;
- Нет места для
индивидуальности, личности, поскольку индивидуальность непредсказуема;
поэтому в государстве работа сводится к общению с бумагами (люди на бумаге
менее опасны);
- Сильная личность может
вносить изменения в жизнь государства, но эти изменения внешние; поэтому
все попытки что-либо изменить бессмысленны.
«…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг
лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от
лежащего нет никакого, сжигают его в печи».
? Кто автор этих строк? Из какого произведения эти слова?
6. Мы вспоминаем роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
? Может ли человек распоряжаться жизнью других людей,
планировать её?
Нет, поскольку он не может знать, что ожидает его самого даже в ближайшее
время. Человек только себе и людям может казаться могущественным (вспоминаем
Берлиоза, Понтия Пилата).
? Как Тынянов в своих произведениях отвечает на данный вопрос?
Человеку кажется, что он управляет жизнью, что она проходит под его контролем,
но он бессилен что-либо изменить. Поэтому история – это «движение,
совершающееся кругообразно и без цели».
? За что был наказан Иешуа Га-Ноцри? Какую опасную для государства
мысль он проповедовал?Иешуа говорил о ненужности государственной власти.
Почему власть оказывается ненужной? Каждый человек стремится в первую очередь
обезопасить себя, устроить свою жизнь, сделать её комфортнее. В корыстных
интересах он не будет придерживаться истины (творить добро, забывая о
собственных нуждах). А власть – это обычные люди. И Булгаков показал, что на
протяжении столетий люди не меняются.
? У Тынянова мы увидели разные эпохи: правление Павла, Николая
и Петра. Что объединяет эти эпохи?Страх движет людьми. Правители что-то делают.
Но справиться с жизнью, подчинить её себе они не могут. Их действия несут
только внешние изменения, поэтому временные. И Тынянов, и Булгаков показывают,
что события современности – вечные события.
У Тынянова мы много раз упоминали о страхе как двигателе жизни. Страх управляет
поступками и «сильных мира сего», и поступками простого народа. Встретим ли мы
подобное у Булгакова? О трусости человека мы говорили уже на первом уроке,
рассматривая образ Понтия Пилата. А различные формы проявления человеческого
страха в московских главах?
Воланд проводит эксперимент над москвичами, проверяя, что изменилось в человеке
с появлением «нового» общества. Какой вывод он делает из своих наблюдений? Века
прошли – ничего не изменилось.
? Какая тема объединяет рассмотренные нами произведения
Тынянова? Вечность, повторяемость событий.
7. Звучат выводы пессимистично
? Что же нужно России для создания светлого будущего?
(Размышляя, дети говорят, что общество не изменится, пока люди не изменятся
духовно, не станут добрее, чище, не начнут заботиться о других, что нужно
постараться не ставить свои корыстные интересы выше интересов других… Они
размышляют…Но не верят, что такое когда-нибудь станет возможным, примеряя
подобную практику на себя).
|