Персональный сайт
Горловой Л.П. и Паздниковой О.П.
Главное меню
Категории раздела
Экзамены [80]
Уроки [15]
К урокам [54]
Программы [6]
Сценарии [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Уроки

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель».

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

 

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

 

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Цель:  развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов; стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

 

Ход урока.

I.                Чтение стихотворения учителем.

II.          Беседа:

 

1.      Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет «последний» упоминается дважды.

2.      Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой.

Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение «лирический герой» на оборотную сторону доски.

-       Каким мы видим шмеля?

 Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

-     Есть ли разница в словосочетаниях: «черный шмель» и «черный бархатный шмель»? Дети говорят, что эпитет «бархатный» выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

-     Что ещё автор добавляет к «наряду» шмеля? «Золотое оплечье». Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.

-     Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

-     Что еще мы узнаем о шмеле?  Он  «заунывно гудящий певучей струной». Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием «певучей струны» и «заунывно гудящий».  Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции «в песнях»? Тогда почему лирический герой слышит «заунывное» пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.    

-     Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

-     Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в «жилье человечье» и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы «отвергает» шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель.   Дальше мы узнаем, что скоро шмель «уснет», значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

-     Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? «За окном свет и зной», «ярки», «безмятежны», «жарки». Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

-     Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий;  полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? Чем(1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова «полетай, погуди»? В 1-ой строфе  - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

  

?   Что мы  знаем о лирическом герое стихотворения?

-         Он тоскует.

-         Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?

                        Заунывно, тоскуешь (со мной);

                        Последние дни, засохшая татарка, усни;

                        Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

-         Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, «уснет» шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках).   Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

-         Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

                        Что давно опустели поля,

                        Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

                         Золотого сухого шмеля.

-         Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: «Не дано тебе знать человеческой думы…». Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? «Человеческая дума»  - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

 Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: «на подушечке красной». Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным.

 В последней строфе  сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…». Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - «угрюмый». С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - «черный» - символ смерти, а «золотой» ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

 

  3.  Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

4.  Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде.

5.  Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-ая – одно простое, осложненное;

2-ая – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз «что», делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

 Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. «Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни».

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет «свой» знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

6.   Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему    в   памяти лирического героя он останется золотым?

 

III.               Задание: письменный ответ на вопрос «Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель»?».

 

Урок проведен в 6 классе, после знакомства детей с трехсложными размерами. Но задача данного урока не в том, чтобы закрепить полученные знания. На примере стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель» дети учились не просто определять размер, рифму, находить художественно-выразительные средства; они учились понимать, зачем им нужны полученные знания, они учились понимать, как формальные элементы стихотворения помогают лучше понять его.

Хочется поделиться некоторыми размышлениями детей:

-  слова «заунывно гудящий певучей струной» помогают понять, что жизнь человеческая – это песня, но песня грустная.

-  вторая строфа условно разделена на две части: что было? И что будет?

-  «черный бархатный шмель» тоже, по-моему, является несоответствием. Черный ассоциируется с мрачностью и старостью, а бархат с нежностью, мягкостью. Получается «мрачная нежность».

-  в первой строфе мы слышим шмеля. Последняя строчка тоже наполнена звуками. После смерти песни шмеля останутся в памяти лирического героя.

Письменные итоговые работы учащихся.

Дети попробовали понять стихотворение, размышляя: как поэту помогли в его замыслах размер, рифма, ритм? Какую роль играют эпитеты и метафоры? синтаксис? и т.д. Поэтому в письменных работах я, в первую очередь, оценивала   попытки анализа, размышления над текстом. 

 

1. Стихотворение «Последний шмель» - стихотворение-размышление, поэтому используется четырехстопный анапест. Есть рифмы мужские и женские, точные и неточная рифма. В стихотворении лирический герой размышляет, беседует. В 1-ой и 2-ой строфах беседа проходит спокойно, ровно – употребляются точные рифмы и повторяется количество слогов в каждой строке: 13, 12, 13, 9. Но в третьей строфе спокойствие и самообладание лирический герой теряет, строфа читается тревожно и неспокойно – есть неточная рифма: думы – угрюмый и количество слогов в строфе меняется: 13, 9, 13, 9. В конце 3-ей строфы ставится восклицательный знак, потому что лирический герой выплескивает свои эмоции, он в отчаянии. Может быть, он даже завидует шмелю в том, что тот глупый, беспечный и не чувствует приближающейся смерти. А лирического героя мысль о смерти мучает, печалит. По тональности настроения эта строфа самая низкая.

В 1-ой строфе лирический герой спрашивает шмеля: «Ты зачем залетаешь в жильё человечье и как будто тоскуешь со мной?». А нам хочется спросить: о чем тоскует лирический герой? И ответ на этот вопрос можно получить во 2-ой строфе, где видно, что шмелю еще можно летать на свободе и радоваться жизни. И здесь ставится точка. Еще во 2-ой строфе есть скрытая антитеза: в первой части предложения лирический герой успокаивает себя и шмеля словами: «За окном свет и зной, подоконники ярки, безмятежны и жарки последние дни, полетай, погуди…». Дальше идет тире. Этот знак отделяет слова жизни от слова смерти («усни»). Такое же разделение в этой же строфе делает и внутренняя рифма (ярки – жарки). Она отделяет свет, зной, безмятежность от последних дней.

В стихотворении используются женские и мужские рифмы. Женские рифмы применяют в стихотворениях легких, радостных, светлых. Мужские же создают тревогу, беспокойство, суровость. Благодаря смешению рифм, стихотворение наполнено грустью светлой. Оно тоскливое, печальное, но не трагичное. В трагичном стихотворении лирический герой переживает, волнуется за смерть того, кто погиб поневоле. Здесь же шмель умирает сам, потому что так неизбежно происходит в природе. Эпитеты «черный бархатный», «золотое оплечье», слова «свет», «зной», «ярки», «безмятежны», «жарки» вызывают приятные эмоции.

Заканчивается стихотворение такими словами: «золотого сухого шмеля». Почему только «золотого», когда вначале он был черным бархатным с золотым оплечьем?  Скорее всего, шмель остался в памяти лирического героя именно золотым. Ведь 3-я строфа – это мысли героя. Значит, когда умрет он сам, он останется в памяти других людей. Значит, он победит смерть?

 2. В стихотворении И.А. Бунина много загадок. Например, зачем нужна внутренняя рифма во второй строфе, если есть основная – перекрёстная? Может быть, так усиливается впечатление теплоты последних дней? И читатель почувствует слова «последние дни».

Поэт чувствует красоту нашей природы. Только такой человек мог увидеть шмеля в величественном одеянии. Но осенние дни навевают грустное настроение лирическому герою. И осенние яркие краски кажутся серыми, прикрытые мыслями героя о скорой гибели шмеля, о гибели каждого из нас. Употребление мужских и женских рифм подчеркивает мысль, что каждый задумывается о смерти. В первой строфе поэт употребляет слово «залетаешь», именно «залетаешь», а не «залетел». Можно подумать, что шмель делает это не в первый раз. Возможно, под словом «шмель» он подразумевал насекомых, которые залетали к нему раньше и тоже погибнут в эти осенние дни.

В стихотворении используется антитеза: жизнь и смерть. Но есть еще антитеза: человек и шмель. Ведь лирический герой в первой строфе разделил мир шмеля и свой. Шмель залетел в его «жилье человечье». Я подумала, человек и шмель живут в одном мире, а человек сам его делит. И омрачает свой мир тоже сам. Лирический герой думает о смерти, шмель весело летает.

Необычным показалось расстановка знаков препинания в конце каждой строфы. В первой строфе лирический герой спрашивает шмеля о мыслях его, о том, что чувствует. Здесь ставится вопросительный знак. Во второй строфе лирический герой успокаивает себя и шмеля, что еще есть время, что еще тепло и напутствует шмеля. Поэтому ставится спокойная точка. В последней строфе ставится восклицательный знак. Поэт внес в этот восклицательный знак много. С помощью эпитетов поэт сделал шмеля величественным и его наряд превратил в королевский. Но жестокая смерть постигнет и его. Равнодушный ветер сдует шмеля как сухой осенний листок. Огорчает, что такая участь постигнет всех, и лирического героя. Правда, он не совсем огорчился. В конце строфы стоит восклицательный знак. Но по смыслу строфа совсем не восклицательная. Возможно, он понял, что умрет не для всех. Останутся дети, родственники, которые будут помнить его. Мне пришлось пожить в этом стихотворении и задуматься о том, как устроен этот мир.

 

3. Стихотворение «Последний шмель» проникнуто тоской. Само название настраивает на грусть. Последний – значит, за ним ничего нет. Но стихотворение заканчивается восклицательным знаком! Лирический герой сравнивает жизнь шмеля с человеческой жизнью. Даже пишет «жильё человечье» вместо «человеческое жильё». «Человечье» получается в конце строки и различает жизнь насекомого и человека. А к концу стихотворения человек понимает, что судьба всех одинакова, все умрут. И размышляет о смысле жизни. Она коротка, и  человек умирает, как шмель, который, прожив совсем короткую жизнь, погибает от холода и ветра. Лирический герой понимает, что вскоре умрет сам. Все его забудут, и уже не вспомнят. От этого лирический герой тоскует. О причине тоски мы узнаем постепенно. В первой строфе лирическому герою кажется, что шмель гудит заунывно. Во второй как будто бы все хорошо: «за окном свет и зной», «безмятежны и жарки последние дни». Только от этой теплоты ему еще хуже. Он же знает, что все скоро уйдет. И тут же появляются слова «засохшей», «усни». В последней строфе нарисована сама смерть как «ветер угрюмый» Такая метафора показывает, что смерть безжалостна. Она не пожалеет никого. А чтобы читатель содрогнулся от такой мысли, поэт очень искусно нарисовал шмеля. Он получился не обычным маленьким и беззащитным насекомым, а важным, очень красивым. Поэт написал, что он не просто «черный», а  «бархатный», «золотое оплечье». Мне он представляется важным генералом. Ведь оплечье – это погоны. А за что он их получил? Генералом просто так не станешь. Еще нужно дослужиться!  И вот он умер,  а о нем кто-то помнит. Лирический герой сказал нам, чтобы мы делали добрые и хорошие дела, тогда нас запомнят потомки.

 

 

  Стихотворение похоже на беседу. Только говорящий не дожидается ответа. Шмель не задумывается о будущем, не знает о своей скорой смерти. Зато ничто не мучает его. Он может наслаждаться последними «безмятежными», «жаркими» днями. А человек всегда думает, что будет. Если думать о смерти, то руки опускаются. Зачем учиться, работать, ведь впереди смерть. Лирический герой, наполненный такими раздумьями, отгородился от жизни, сидит в «жилье человечьем». И удивляется, зачем шмель залетел к нему? А поэту не хочется, чтобы мы вели себя так же. И он нам  за кадром показывает, что лирический герой неправ. Он заставил шмеля залететь к нему в дом и напомнить о жизни. Он переплел мужскую и женскую рифмы, показывая, что в жизни всегда смерть и жизнь рядом. И рифма у него перекрестная. У него даже шмель переплетен черным цветом и золотым. Только после смерти он будет одного цвета. Он будет не черным, а золотым. Потому что не сидел сложа руки, а даже в последние дни трудился. И всякий после смерти вспомнит его добрым словом. Последняя строчка и читается медленно и торжественно. А все остальное стихотворение медленно и задумчиво.

 

Категория: Уроки | Добавил: Горлова (05/12/2010)
Просмотров: 10540 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com