Так получилось, что однажды мне пришлось задуматься над тем, как преподнести роман Ф.М. Достоевского «Бесы» детям. Все в произведении не охватить. Лишних часов нет. Сделать обзор? Не погашу ли я интерес к Ф.М. Достоевскому, появившийся после знакомства с романом «Преступление и наказание»? Но уйти от просьбы некоторых учеников «объяснить» это произведение нельзя. Попросила класс прочитать «Легенду о Великом Инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы». А тех, кто интересовался «Бесами», попросила выполнить индивидуальные задания. Урок прошел хорошо. В одиннадцатом классе нам пригодился этот материал при знакомстве с романом Е. Замятина «Мы»: дети легко вспоминали то, о чем мы говорили, размышляли.
Дидактический материал по теме "Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, гласные в суффиксах глаголов –овы-(-ева-), -ыва-(-ива-)"
Исаак Бабель принимал активное участие в борьбе за новый мир. Но в дневнике писал: «Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем». Не находя созидания, писатель не может слиться с революцией, смириться с происходящим. Но он видит людей, мечтающих о лучшей жизни, с уважением относится к их жажде правды и справедливости.
О несчастных и обездоленных, вызывающих жалость и сострадание, писали крупнейшие мастера русской классической литературы. Мы страдаем вместе с Самсоном Выриным, тоскующим по дочери, но понимающим, что ему трудно тягаться с богатым Минским. Мы жалеем «маленького человека» в произведениях Гоголя. В произведениях Достоевского сталкиваемся с безжалостной картиной мира, где нет места состраданию, где все решают деньги. В таком мире путь «униженных и оскорбленных» заканчивается гибелью. Симпатию и сочувствие вызывал маленький человек Толстого. В послереволюционное время тема «маленького человека» получила иную трактовку. Маленький, незаметный гоголевский чиновник превращен в советского служащего, у которого одно стремление – тихо и спокойно прожить, не испытывая чувство голода.